Схема пускателя (рис.130) предусматривает выполнение таких действий:
1. пуск и остановку электродвигателя;
2. реверс;
2. защиту электродвигателя.
Поэтому он имеет два реверсивных контактора: КМ1 «Вперёд», КМ2 «Назад» и три
кнопки: SB1 «Вперёд», SB2 «Назад» и SB3 «Стоп».
Рис. 130. Принципиальная электрическая схема реверсивного магнитного пускате-
ля
Работа схемы
Для пуска двигателя в направлении «Вперед» нажимают кнопку SB1, при этом включается контактор КМ1 «Вперёд». Далее схема работает так, как в предыдущей схеме.
Для реверса двигателя надо сначала нажать кнопку SB3 «Стоп», и дождавшись остановки электродвигателя, нажать кнопку SB2 «Назад». При этом меняются местами линейные провода А и С, поэтому двигатель реверсирует.
Защиты о токов перегрузки и по снижению напряжения работают так же, как в пре-
дыдущей схеме.
Блокировка одновременного включения реверсивных контакторов
Кроме защит, в схеме предусмотрен узел, исключающий одновременное включе-
ние реверсивных контакторов КМ1 и КМ2.
Такое включение приводит к двойному металлическому короткому замыканию в линии электропередачи.
Действительно, если предположить, что одновременно замкнуты контакты КМ1.1…КМ1.3 контактора КМ1 и КМ2.1…КМ2.3 контактора КМ2, то образуются две па-
раллельные цепи короткого замыкания:
а) линейный провод А – контакт КМ1.1 – контакт КМ2.3 – линейный провод С;
б) линейный провод А – контакт КМ2.1 – контакт КМ1.3 - линейный провод С.
При этом образуется цепь тока короткого замыкания, протекающего через линей
ные провода А и С и далее – через фазные обмотки А и С статора синхронного генератора.
При этом возможно повреждение линии электропередачи и обмотки статора генера
тора, а также сваривание контактов, попавших в цепь короткого замыкания, т.е. КМ1.1, КМ2.3 и КМ2.1 и КМ1.3.
Обмотка статора двигателя не повреждается, т.к. ток короткого замыкания протека
ет минуя ее.
Чтобы избежать одновременного включения реверсивных контакторов, в цепь ка-
тушки контактора КМ1 «Вперёд» включают размыкающие контакты КМ2:5 контактора КМ2 «Назад», и наоборот, в цепь катушки контактора КМ2 включают размыкающие контакты КМ1:5 контактора КМ1 «Вперед».
Теперь при включенном, например, контакторе «Вперед» случайное нажатие кноп
ки SB2 «Назад» не приведёт к включения контактора КМ2 «Назад», поскольку в цепи его катушки разомкнут вспомогательный контакт КМ1:5 контактора «Вперед».
Аналогично работает схема при включенном контакторе «Назад».
Описанная электрическая блокировка дополняется механической, при помощи ко-
ромысла, поворачивающегося на оси. Если один из контакторов включён, его якорь пере
мещается и поворачивает коромысло в положение, в котором якорь другого контактора заклинен.
6. Прочитать и объяснить работу контроллерной схемы управления 3-скоростным якорно-швартовным электроприводом;
Схема предназначена для управления электроприводом якорно-швартовного устройства с 3-скоростным асинхронным двигателем.
Основные сведения.
Якорно-швартовные устройства предназначены для перемещения якоря и швартовных канатов.
Число скоростей ЯШУ – 3 или 6. Для получения 3-х скоростей применяют асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, 6-ти скоростей – асинхронный двигатель с фазным ротором.
В данной схеме применяется асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором и тремя обмотками на статоре. Способ регулирования скорости – изменением числа пар полюсов. Мощность электродвигателя – 20...25 кВт.
При подъёме (спуске) якоря используются только 1-я и 2-я скорости, при швартовных операциях – все 3.
Контроллерная схема управления 3-скоростным якорно-швартовным электроприводом изображена на рис. 12.6.
Рис. 12.6. Контроллерная схема управления 3-скоростным якорно-швартовным электроприводом