Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.
Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.
Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплат из накопительной пенсионной системы денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сферы.
|
|
Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), относящихся к обмену.
Вместе тем, специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелецраспоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий - оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов.
|
|
Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.
Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия Дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.
Второе звено — финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвен:
1 финансы хозяйствующих субъектов сферы материального
производства (реальный сектор);
2 финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.
В первом подзвене — финансах производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованныхфондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:
- финансы производственных хозяйствующих субъектов промышленности;
- финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;
- финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);
- финансы строительства;
- финансы связи (в части обслуживания производства);
- финансы производственной кооперации;
- финансы водного хозяйства;
- финансы геологоразведочных организаций;
- финансы других подотраслей сферы материального производства
(государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).
Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньямифинансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие:
- финансы жилищно-коммунального хозяйства;
- финансы бытового обслуживания населения;
- финансы пассажирского транспорта;
- финансы потребительской кооперации;
- финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);
- финансы здравоохранения и физической культуры;
- финансы образования;
- финансы культуры и искусства;
- финансы науки и научного обслуживания;
- финансы общественных организаций;
- финансы банковско - кредитных и страховых организаций;
- финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе
товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);
- финансы органов управления;
- финансы обороны;
- финансы органов защиты правопорядка.
Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.
|
|
Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляютвторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационные отчисления).
Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступаютфинансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.
Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.
Финансовая система функционирует на основе следующих важных принципов:
- сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы;
- соблюдение национальных и региональных интересов;
- единство финансовой системы;
- функциональная направленность отдельных элементов финансовой системы.
1. Основные направления финансовой системы и роль в построении экономики рыночного хозяйства.
Основные вопросы современного состояния финансовой системы Республики Казахстан необходимо изучать в периодической печати, научных изданиях. Важно глубоко знать направления развития финансовой системы страны в свете посланий Президента РК народу Казахстана, изучать правительственные материалы по бюджету, финансовым институтам, налогам, проблемам эффективного использования финансовых ресурсов. Изучение следует увязывать с принципами рыночных отношений, а также с ситуациями в экономической жизни.
|
|
2. Финансовая система Республики Казахстан.
Финансовую систему Республики Казахстан следует представлять через:
- бюджетную систему;
- налоговую систему;
- институты развития;
- страховой сектор;
- пенсионный сектор.
Финансовая система Республики Казахстан функционирует на основе законов (по бюджету, в сфере налогов, страхования, пенсионного обеспечения, о финансовых институтах и т.д.). Необходимо привлекать научные статьи, в периодической печати.