Структура финансовой системы и принципы ее построения

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяю­щей. Таким элементом в финансовой системе выступают обще­государственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они являются ис­ходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют со­бой своеобразную часть финансовой системы. Население (граж­дане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплат из накопительной пенсионной системы денежных средств, получения материальных и немате­риальных благ; с другой стороны, население своими денежны­ми средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государ­ственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сферы.

Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребитель­ских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), относящихся к обмену.

Вместе тем, специфика финансов населения состоит в своео­бразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направ­ленность или сберегаться и их владелецраспоряжается (управля­ет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто фи­нансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потре­бления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодей­ствия с финансами других экономических категорий - оплаты тру­да, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансо­вых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым пред­принимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов.

Общегосударственные финансы включают финансовые от­ношения, выраженные в государственном бюджете как эконо­мической форме образования централизованного фонда финан­совых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных фор­мах целевого финансирования общественных нужд, в государ­ственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую систе­му, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия Дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принад­лежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Второе звено — финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвен:

1 финансы хозяйствующих субъектов сферы материального
производства (реальный сектор);

2 финансы организаций и учреждений отраслей непроизвод­ственной сферы.

В первом подзвене — финансах производственной сферы решаются за­дачи формирования и эффективного использования децентрализованныхфондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпо­рациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а так­же централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производ­ства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:

- финансы производственных хозяйствующих субъектов промышлен­ности;

- финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;

- финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, мор­ского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопровод­ного);

- финансы строительства;

- финансы связи (в части обслуживания производства);

- финансы производственной кооперации;

- финансы водного хозяйства;

- финансы геологоразведочных организаций;

- финансы других подотраслей сферы материального производства
(государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с про­должением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и исполь­зованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньямифинансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кре­дита и др. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие:

- финансы жилищно-коммунального хозяйства;

- финансы бытового обслуживания населения;

- финансы пассажирского транспорта;

- финансы потребительской кооперации;

- финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной де­ятельности);

- финансы здравоохранения и физической культуры;

- финансы образования;

- финансы культуры и искусства;

- финансы науки и научного обслуживания;

- финансы общественных организаций;

- финансы банковско - кредитных и страховых организаций;

- финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе
товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

- финансы органов управления;

- финансы обороны;

- финансы органов защиты правопорядка.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движе­ние уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочис­ленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляютвторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресур­сов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, аморти­зации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей одни фонды посто­янно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (ре­зервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступаютфинансовый аппарат, который представляет собой систему государствен­ного и общественного аппарата управления финансами и является тре­тьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельно­сти, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совме­стим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и над­строечных отношений и управляемость ее.

Финансовая система функционирует на основе следующих важных принципов:

- сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы;

- соблюдение национальных и региональных интересов;

- единство финансовой системы;

- функциональная направленность отдельных элементов финансовой системы.

1. Основные направления финансовой системы и роль в построении экономики рыночного хозяйства.

Основные вопросы современного состояния финансовой системы Республики Казахстан необходимо изучать в периодической печати, научных изданиях. Важно глубоко знать направления развития финансовой системы страны в свете посланий Президента РК народу Казахстана, изучать правительственные материалы по бюджету, финансовым институтам, налогам, проблемам эффективного использования финансовых ресурсов. Изучение следует увязывать с принципами рыночных отношений, а также с ситуациями в экономической жизни.

2. Финансовая система Республики Казахстан.

Финансовую систему Республики Казахстан следует представлять через:

- бюджетную систему;

- налоговую систему;

- институты развития;

- страховой сектор;

- пенсионный сектор.

Финансовая система Республики Казахстан функционирует на основе законов (по бюджету, в сфере налогов, страхования, пенсионного обеспечения, о финансовых институтах и т.д.). Необходимо привлекать научные статьи, в периодической печати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: