Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. Общий методологический подход к регулированию инфляции в современной России можно сформулировать следующим образом. При проведении регулирования инфляции в России следует учесть, что на первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируется наращивание производства и продаж, снижение безработицы (в соответствии с кривой Филлипса) и в итоге – установление равновесия. Поэтому в определенных границах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит ускоренный рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и дальнейшее обострение инфляции. Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей.
|
|
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов. Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы совершенствование ее структуры. Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача – установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента. Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума. Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств. Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен. Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий. Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов.
|
|
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нулификации, деноминаций, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты.
В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты; б) стимулирование притока капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций; в) полное погашение инфляционных ожиданий в экономике; г) совершенствование денежного обращения в стране; д) упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Последующие события и достаточно высокие показатели уровня инфляции в 1998-2001 гг. наглядно продемонстрировали, что эти цели не были реализованы.
Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики. Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости, обращения денег. Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Политика «дорогих денег» – это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, который, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики.
Для количественной оценки инфляции используется уровень и индекс инфляции.
|
|
1. Уровень инфляции показывает, на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период времени.
,
где R – уровень цен инфляции; S – сумма; S – сумма, на которую необходимо увеличить сумму S для сохранения ее покупательной способности.
2. Относительное значение уровня инфляции:
,
3. Сумма, покупательная способность которой с учетом инфляции должна соответствовать покупательной способности суммы S, будет равна:
,
4. Выражение (3) можно записать в виде:
,
где In – индекс инфляции.
5. In – индекс инфляции, который определяется:
I=1+r.
Индекс инфляции показывает, во сколько раз выросли цены за определенный период времени.
Выражение (5) характеризует взаимосвязь между уровнем и индексом инфляции за один и тот же период.
6. Индекс инфляции за рассматриваемый срок равен:
,
где n – количество периодов.
7. Если периоды и уровень инфляции равны, то индекс инфляции равен:
.
8. Уровень инфляции за весь срок на базе формулы (7) равен:
.
9. Рассматривая формулу (4), можно сделать вывод, что сумма S соответствует сумме Sr и характеризует реальное значение будущей суммы с учетом инфляции за рассматриваемы период:
.
Следовательно, сумма депозита с процентами, пересчитанная с учетом инфляции за период хранения, равна:
10. Для ставки простых процентов:
,
где P – сумма вложенных средств; r – норма дохода на вложенный капитал.
11. Для ставки сложных процентов при их исчислении один раз в год:
.
12. Для ставки сложных процентов при их исчислении несколько раз в году:
,
где g – номинальная годовая ставка процентов; m – количество периодов начисления в году; N - количество периодов начисления в течение срока хранения вклада (N=n*m).
13. Погашенная сумма в условиях инфляции:
,
где r – уровень инфляции за весь срок кредита.
14. Погашаемая сумма при отсутствии инфляции:
.
Формулу (12) можно представить как:
,
где nir – простая ставка процентов по кредиту, учитывающая инфляцию.
15. Учитывая, что:
.
16. Ставка процентов по кредиту, учитывающая инфляцию:
.