В VIII-VI вв до н.э. на территории Греции формировались города-государства — полисы. Они объединяли свободных граждан, владевших землей и рабами. Широкие торговые и культурные связи между многочисленными полисами способствовали экономическому и культурному развитию Древней Греции.
Полисный период истории Древней Эллады отмечен двумя важными для истории медицины явлениями:
1) формирование древнегреческой философии (натурфилософии), которая сложилась к VI в. до н.э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н.э.
2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в Древней Элладе, усилением религии и, как следствие, становлением храмов.
Храмовое врачевание в Древней Элладе развивалось на фоне эмпирического врачевания. Были воздвигнуты первые святилища в честь Асклепия — асклепейоны (греч. asclepieion). В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Эллады.
Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральным сооружением был храм Асклепия (IV в. до н.э.). На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиен, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н.э. Его подземелье сообщалось с минеральным источником. Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в Древней Элладе мест для сооружения храмов. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным.
|
|
На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий и стадион (беговая дорожка), театр. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов; памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей; стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.
В святилище нельзя было умереть. Религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других асклепейонах все нечистое, в частности, связанное с рождением и смертью. Каждый вошедший мылся в водах священного источника, а затем приносил жертву богам.
Таким образом, святилища Асклепия в Древней Элладе не были больницами в нашем понимании. Они носили «лечебно-санаторный» характер.
В Эпидавре никогда не было врачебной школы, как это было на о. Кос, в Пергаме или Александрии. На службу в асклепейон принимались лишь те, кто давал священную врачебную «Клятву» и таким образом приобщался к сообществу асклепиадов — последователей Асклепия (этот термин впервые появился в античной литературе в VI в. до н.э.).
|
|
Врачевание в асклепейонах сочетало:
1. эмпирические приемы.
2. магические приемы.
Основными средствами лечения были:
1. лекарственное врачевание,
2. водолечение,
3. гимнастические упражнения.
4. ритуал энкомисис (греч. Enkoimesis) — кульминация обряда храмового врачевания (который неправильно переводится как «инкубация», или «инкубационный сон»).
После опустошительной чумы 430 г. до н.э., перед которой врачевание того времени оказалось бессильным, усилилось внимание к религии и магии.
В Древней Элладе не было резкой грани между светской медициной и врачеванием в храмах. Об этом свидетельствуют памятники знаменитым светским врачевателям, воздвигнутые на территории асклепейонов, а также многочисленные свидетельства о приглашении известных светских врачевателей в храмы в качестве «консультантов» по поводу трудных случаях заболеваний.