Медицина классического периода (V-IV вв. дo н.э.».)

В классический период истории Древней Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного уровня. Основой политического устройства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Ра­бовладельческая демократия дала возможность всем свободным гражданам участвовать в делах полиса. Появилась потребность в широком образовании, что привело к возникновению многочисленных философских, а затем и про­фессиональных школ.

В Древней Элладе врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии (лат. philosophia naturalis, от греч. philosophia — любовь к мудрости, к знанию).

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. Поих мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда со­храняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало мира, т.е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Например: Демокрит из Абдер (460—371 гг. до н.э.) создал це­лостную систему античной атомистики. Он оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. Вних встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве, лекарствах и т.п. Демо­крит считал, что все жизненные процессы, даже мышление, можно объяснить движением и связями атомов. Философия Демокрита была направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением явлений природы.

Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной философии сделал Платон из Афин (Plato, 427—347 гг. до н.э.), один из вы­дающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его первоначальном смысле. Главное философское ядро учения Платона — те­ория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей (греч. idea — первообраз, самая суть). Потрясен­ный судом и казнью своего учителя Сократа, Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого государственного устройства и в результа­те создал философию объективного идеализма.

Таким образом, в классический период истории Древней Греции сформи­ровались две основные классические системы античной философии: естест­веннонаучное (материалистическое) атомистическое учение, сформулирован­ное в трудах Демокрита, и объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они оказали влияние на формирование медицины, которая в Древнем мире была неотделима от философии.

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной тради­цией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились пе­редовые врачебные школы.

Кротонская (г. Кротон на юге современной Италии) врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э.

Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1) организм есть единство противоположностей,

2) здоровый организм есть результат рав­новесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладко­го и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни,

3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (VI—V вв. до н.э.). Он первым анатомиировал трупы животных. Открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о го­ловном мозге как органе познания (после египтян) и причи­нах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

В Книдской (г. Книд на западном побережье Малой Азии) врачебной школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье по­нималось как результат их благоприятного смешения и, наобо­рот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как при­чина большинства болезней. Книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения. Вы­дающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (V в. до н.э.).

Сицилийская (о. Сицнлия) врачебная школа,как сообщает Гален. была основана Эмпедоклом из Акраганта (около 495—435 гг. до н.э.). Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в кото­ром изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непо­знаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы вос­принимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим ми­ром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные цели­тельные силы (греч. physis — природа). Болезнь вих понимании — не наказа­ние богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабаты­вали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеилегли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа (около 460 — ок. 370 гг. до н.э.). Его легендарноеимя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности остро­ва, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиоз­ный асклепейон.

Достижения этого периода:

1. формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям,

2. есте­ственнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связан­ный сними естественный взгляд на причины болезней,

3. становление учения о телесных соках,

4. развитие методов диагностики, прогностики

5. лечение у по­стели больного,

Леген­дарный врачеватель Древней Греции Гиппократ (V—IV вв. до н.э.). жил в период высочайшего расцвета Древней Греции и эллинской культуры. Дошедшие сведения о жизни Гиппократа весьма огра­ничены. Первые биографии Гиппократа (греч. Hippokrates — укротитель ко­ней) были составлены несколько столетий спустя после его смерти. Их авто­ры — врач Соран с о. Кос (около II в.); знаменитый лексикограф Х в. Свида и филолог, прозаик и поэт XII в. И. Цеце. Все они не были его современниками, и потомуих повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя Гиппократа.

Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов. Слава о его врачебном искусстве рас­пространилась во многих государствах. Умер около 370 г. до н.э. по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н.э. показывали ее путеше­ственникам.

Однако в дошедших до нас трудах его выдающихся современников несколь­ко раз встречается упоминание имени Гиппократа.

В роду потомков Асклепия все были врачевателями. Среди них известно семь Гиппократов. Первым был дед великого Гиппократа — Гиппократ I. Его внук Гиппократ II Великий Косский (вошедший в историю как Гиппократ) «превзошел своего деда, так как стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства». По матери Гиппократ II принадлежал к знатному роду Гераклидов (т.е. потомков Геракла).

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегрече­ских врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одно­го текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

Дело в том, что в глубокой древности медицинские знания в Элладе сохра­нялись и передавались в семейных врачебных школах, т.е. от родителей — де­тям и единичным ученикам, пожелавшим за плату изучать искусство врачева­ния. В результате, это искусство сохранялось внутри узкого круга посвящен­ных.

Первоначально знания передавались устно. Устная традиция сохранялась в Древней Элладе вплоть до VI в. до н.э., — именно в VI в. до н.э. была впер­вые записана «Илиада» Гомера — первый дошедший до нас памятник древне­греческой (и европейской) письменности.

Анонимность первых древнегреческих медицинских текстов можно объяс­нить тем обстоятельством, что вначале они составлялись как бы «для домаш­него пользования», и автора просто «знали в лицо».

Первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. в знаменитом Александрийском хранилище рукописей.

Со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тысяч папирус­ных свитков. Многие из них были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано ав­торство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического пери­ода. Более того, все они различались по стилю изложения, манере письма, глу­бине изложения, по философской и врачебной позиции, вплоть до полемики и прямо противоположных мнений, т.е. были написаны различными авторами. Около 280 г. до н.э., т.е. много десятилетий спустя после смерти Гиппократа, все эти безымянные (т.е. анонимные) медицинские тексты были объединены в один каталог и составили единое собрание. В честь легендарного врача Древней Греции его назвали «Гиппократов сборник». Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения древнегреческих врачей, живших в V—III вв. до н.э.

В 1525 году назвали «Гиппократов сборник» впервые был издан в Риме на латинском языке, че­рез год — в Венеции на греческом и стал одним из самых издаваемых произве­дений в Европе.

Какие труды этого сборника могут принадлежать Гиппократу, до сих пор не­ясно. Тем не менее, большинство исследователей предполагает, что Гиппократу принад­лежат самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника». Прежде всего это «Афоризмы» и сходные сними «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», а возможно, и некоторые другие.

«Афоризмы» (лат. «Aphorismi» от греч. aphorismos — законченная мысль) во все времена пользовались наибольшей известностью. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Это единственное произведение «Гиппократова сборника», которое большинством исследователей признается как подлинное сочинение Гиппократа. Начинается оно следующими словами: Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт об­манчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

Чтобы изложить так кратко потребны были чрезвычайный ум, многолетняя опытность и обширная ученость, тонкое внимание, редкая любовь к науке и человечеству. Если бы Гиппократ во всю свою жизнь не написал ничего более, как один этот афоризм, — и тогда врачи должны были бы признать его великим.

«Прогностика» (греч. prognostike, от греч. pro — перед, gnosis — знание; лат. «Prognosticum») представляет собой сочинение по древне­греческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения и лечения у постели больного. Многие изречения, приве­денные в «Прогностике», стали классическими, например, описание лица умирающего больного: «нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный,или блед­ный, или свинцовый».

«Эпидемии в семи частях» no своему духу близки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в Древней Греции понима­ли не эпидемические (т.е. не инфекционные или заразные), а широко распро­страненные среди народа заболевания (от греч. epi — над и demos — народ). Это эндемические (от греч. endemos — местный) болотные лихорадки, чахот­ки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III ча­стях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического подхода в меди­цине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.

«О воздухах, водах, местностях» - первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окру­жающей природы на человека, обобщены с позиций натурфилософии.

Значительное место в этом сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях;их болезни связываются, главным об­разом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), т.е. с условиями окружающейих природы, временем года и т.п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особен­ности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влия­ют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии на основе древ­негреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах людей сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови (лат. sanguis) — сангвинический тип, слизи (греч. phlegma) — флегматический, желтой желчи (греч. chole) — холерический, черной желчи (греч. melaine chole) — меланхолический (назва­ния этих типов в сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились они несколько столетий спустя.

В наши дни учение о четырех типах телосложения и темперамента у людей, разра­ботанное И.П.Павловым, базируется на соотношении процессов возбуждения и тор­можения в центральной нервной системе и имеет экспериментальное научное обосно­вание.

Причины воаникновения болезней древние греки подразделяли на две группы:

1) общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы,

2) индивидуальные причины, определяемые образомжизни каждого

Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспита­ние, закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносли­вым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса.

Сочинения по хирургии (греч. cheirurgia от cheir — рука и ergon — дело, ра­бота; лат. chirurgia) «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении сус­тавов» и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, извест­ная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии.

В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травмотологию и десмургию (греч. desmurgia — учение о по­вязках, от desmos — перевязка и ergon — дело, работа).

В «Гиппократовом сборнике» приведены описания некоторых заболеваний зубов и десен (от пульпита до некроза кости), а так­же полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка), даны рекомен­дации по устранению дурного запаха изо рта. При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чече­вичного отвара, вяжущие средства и т.д.). К удалению прибегали только тог­да, когда зуб был расшатан. В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли боль­шого совершенства: они устанавливали кость на место и связывали зубы золо­той проволокой.

В небольшом сочинении «О прорезывании зубов» описаны состояния де­тей грудного возраста, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель).

В целом, «Гиппократов сборник», объединивший труды различных вра­чебных школ, представляет собой энциклопедию древнегреческой медицины классического периода. В нем перечислено более 250 лекарственных средств растительного и около 50 средств животного происхождения. Собранные в нем работы отразили естественнонаучные представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека с окружающей природой, о причин­ной связи болезней с условиями жизни и о целительных силах природы; донес­ли до наших дней их передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике (лат. ethica от греч. ethos — обычай) и правилам врачебного быта в Древ­ней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведе­нии» и «Наставления». По единодушному мнению исследователей ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу. Вместе с другими работами сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспита­нии врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялиськ ним в обществе.

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой неру­шимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

«Клятва» занимает особое место в Сборнике. Время ее создания не извест­но. В устной форме врачебная «Клятва» переходила из рода в род, от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа.

В III в. до н.э. в Александрийской библиотеке «Клятва» была впервые ли­тературно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем).

Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукос­нительно и были неписаными законами общества.

Итак, «Гиппократов сборник» не является собранием сочинений Гиппок­рата, а «Клятва» древнегреческих врачей не принадлежит его перу.

Гиппократ — это в значительной степени легенда, прекрасная и благородная легенда Древней Эллады.

Таким образом, Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячеле­тий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой ме­дицины классического периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: