Вивчення конструкцій автомобільних зчеплень

Мета роботи – вивчити сучасні конструкції автомобільних зчеплень та принцип їх роботи

Обладнання та наочні засоби: зчеплення автомобіля ЗИЛ, ВАЗ, плакати.

Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач.

В зависимости от конструкции различают следующие типы сцепления:

· фрикционное сцепление;

· гидравлическое сцепление;

· электромагнитное сцепление.

Фрикционное сцепление передает крутящий момент за счет сил трения. В гидравлическом сцеплении связь обеспечивается за счет потока жидкости. Электромагнитное сцепление управляется магнитным полем.

Самым распространенным типом сцепления является фрикционное сцепление. Различает следующие виды фрикционного сцепления:

· однодисковое сцепление;

· двухдисковое сцепление;

· многодисковое сцепление.

В зависимости от состояния поверхности трения сцепление может быть сухое и мокрое. В сухом сцеплении используется сухое трение между дисками. Мокрое сцепление предполагает работу дисков в жидкости.

На современных автомобилях устанавливается в основном сухое однодисковое сцепление. Однодисковое сцепление имеет следующее устройство (рис. 1.1):


1. корпус;

2. тангенциальная пружина;

3. опорный подшипник;

4. коленчатый вал;

5. демпферная пружина;

6. ведомый диск;

7. нажимной диск;

8. маховик;

9. корзина сцепления;

10. кольцо;

11. распорный болт;

12. диафрагменная пружина;

13. выжимной подшипник;

14. направляющая;

15. первичный вал коробки передач;

16. вилка выключения сцепления;

17. рабочий цилиндр


Рисунок 1.1 - Схема однодискового сцепления

1. крышка корпуса

2. двухмассовый маховик

3. приводная пластина

4. ведомый диск 2 с демпферными пружинами

5. проставка

6. ведомый диск 1

7. нажимной диск

8. сенсорная пружина

9. регулировочное кольцо

10. диафрагменная пружина

Рисунок 1.2 - Схема двухдискового сцепления

На грузовых и легковых автомобилях с мощным двигателем применяется двухдисковое сцепление (рис. 1.2). Двухдисковое сцепление осуществляет передачу большего крутящего момента при неизменном размере, а также обеспечивает больший ресурс конструкции. Это достигнуто за счет применения двух ведомых дисков, между которыми установлена проставка. В результате получены четыре поверхности трения.

1. Маховик двигателя 2. Кольцо стопорное установочного штифта 3. Штифт установочный 4. Пружина отжимная ведущего среднего диска 5. Диск сцепления передний ведомый 6. Шток автоматического регулировочного механизма 7. Диск сцепления средний ведущий (Пром. плита) 8. Заклепки накладки сцепления 9. Диск сцепления задний ведомый 10,62. Диски нажимные 11. Рычаг нажимного диска сцепления 12. Вилка рычага нажимного диска сцепления 13. Пружины нажимные сцепления 14,28. Шайбы 15,27,52. Болты 16,41,63. Кольца упорные 17. Подшипник муфты (выжимной) 18. Пеля пружины упорного кольца 19. Пружина упорного кольца оттяжной пружины 20. Гайка регулировочная вилки рычага нажимного диска 21. Ось вилки рычага нажимного диска 22. Ось рычага нажимного диска 23. Ролики 24. Кожух нажимного диска 25. Пластина опорная 26. Пластина стопорная 29. Шайба замковая 30,56. Масленки 31. Картер сцепления 32,65. Шланги 33. Пружина муфты 34,64. Муфты выключения сцепления 35. Вал коробки передач первичный 36,66. Вилки выключения сцепления 37,68. Валы вилок выключения сцепления 38. Сухарь муфты 39. Планка 40. Пружина тарельчатая автоматической регулировки 42. Шайба нажимной пружины 43. Шайба теплоизолирующая 44. Пружина демпфера ведома диска 45. Обойма пружины 46,61. Диски ведомые 47. Кольцо фрикционное 48. Диск демпфера 49. Гайка 50. Штифт демпферный упорный 51. Пружина тарельчатая 52. Болт крепления тарельчатой пружины 53. Ступица ведомого диска 54. Картер маховика 55. Диски ведомые с демпфером 57. Крышка подшипника первичного вала КПП 58. Манжета 59. Подшипник первичного вала КПП 60. Вал двигателя коленчатый 67. Пружина оттяжная

Рисунок 1.3 - Двухдисковое сцепление автомобіля КамАЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: