Конструкція тривальної коробки передач задньопривідного автомобіля

Трехвальные МКП имеют более сложное устройство, однако они, по сравнению с двухвальными КП, обладают более широкими возможностями. Как нетрудно понять, эти коробки имеют три вала:

ведущий вал — соединен со сцеплением и передает крутящий момент от двигателя к остальным элементам коробки;

промежуточный вал — служит промежуточным звеном, через него осуществляется передача крутящего момента от ведущего вала к ведомому;

ведомый вал — с него снимается крутящий момент для передачи к редуктору ведущего моста (или мостов в случае многоосевых автомобилей).

Ведущий вал короткий и имеет всего одну жестко закрепленную шестерню, на промежуточном валу также жестко закреплен блок шестерен, а шестерни ведомого вала (он расположен на одной оси с ведущим, нередко эти валы имеют общий коренной подшипник) свободно вращаются и блокируются синхронизатором только при включении передач. Промежуточный вал всегда находится в зацеплении с ведущим, поэтому он постоянно вращается. Шестерни ведомого вала тоже всегда находятся в зацеплении с шестернями промежуточного вала, однако ведомый вал приходит во вращение только при включении передач.

При ремонте МКП, из-за ее сложной конструкции, необходима более широкая номенклатура запасных частей для коробок передач. Однако благодаря наличию промежуточного звена в этой коробке удается реализовать прямую передачу (обычно это 4-я передача), когда крутящий момент передается напрямую от ведущего вала ведомому, чем достигаются лучшие показатели экономичности при движении на больших скоростях.

1. Первичный вал; 2. Вторичный вал; 3. Шестерня постоянного зацепления первичного вала; 4. Сапун; 5. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 6. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 7. Вилка переключения III и IV передач; 8. Картер коробки передач; 9. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 10. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора И передачи; 11. Вилка переключения I и II передач; 12. Ступица муфты синхронизатора I и II передач; 13. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 14. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 15. Шестерня заднего хода; 16. Рычаг переключения передач; 17. Ведущая шестерня привода спидометра; 18. Фланец эластичной муфты; 19. Вилка включения заднего хода; 20. Шток вилки включения заднего хода; 21. Шток вилки включения III и IV передач; 22. Шток вилки включения I и II передач; 23. Ограничительный винт включения I и II передач; 24. Промежуточный вал; 25. Шестерня заднего хода промежуточного вала; 26. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 27. Промежуточная шестерня заднего хода; 28. Ведомая шестерня привода спидометра; 29. Задняя крышка коробки передач; 30. Втулка шестерни I передачи; 31. Шестерня I передачи промежуточного вала; 32. Блокирующее кольцо синхронизатора I передачи; 33. Пробка сливного отверстия; 34. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 35. Шестерня передачи промежуточного вала; 36. Шестерня III передачи промежуточного вала; 37. Блокирующее кольцо синхронизатора III передачи; 38. Ступица синхронизатора III и IV передач; 39. Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 40. Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 41. Картер сцепления; 42. Пружина блокирующего кольца синхронизатора; 43. Упорная шайба пружины; 44. Тарельчатая пружина; 45. Стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 46. Стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора; 47. Нейтральное положение; 48. II. Начало включения третьей передачи; 49. Полное включение третьей передачи.

Рисунок 2.4 – Трехвальная коробка передач автомобіля ВАЗ 2105

Принцип работы коробки передач основан на изменении зацепления тех пар шестерен, которые участвуют в передаче крутящего момента от первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением скользящих муфт 6 и 13 синхронизаторов или промежуточной шестерни 27 заднего хода при помощи рычага переключения передач. При этом изменяются передаточные числа шестерен, а значит и величина передаваемого крутящего момента.

На прямой четвертой передаче крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса автомобиля, практически равен крутящему моменту на коленчатом валу двигателя. На первой передаче момент увеличивается в 3, 75 раза, на второй в 2, 30 раза, на третьей в 1, 49 раза, а при включении задней передачи в 3, 87 раза. При нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момент на вторичный вал не передается. Но так как двигатель работает и сцепление включено, то вращение от первичного вала 1 передается на промежуточный вал через шестерни 3 и 40 постоянного зацепления.

От шестерен 31, 35 и 36 промежуточного вала вращение передается на шестерни 14, 10 и 9 вторичного вала. Так как эти шестерни с валом 2 непосредственно не связаны, то они будут свободно вращаться на вторичном валу. Соединение этих шестерен с валом 2 осуществляется через синхронизаторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: