Приобщение ребенка к предметному миру происходит под влиянием его общения со взрослыми, в результате которого у младенца происходит формирование определенных предпочтений к каким-либо предметам. Ребенку может нравиться или не нравиться предмет из-за его определенного цвета, формы, запаха или звука, производимого этим предметом или игрушкой.
|
Одному малышу интересны куклы, потому что они внешне похожи на человека, другой же предпочитает тряпичные или плюшевые мягкие игрушки — их приятно трогать руками. Узнать о подобных предпочтениях ребенка можно по характерному комплексу оживления, который ха рактеризуют радость и нетерпени< малыша при приближении к желан ному предмету.
Исследования, проведенные психо логами, дают основания утверждать что на первом году жизни у ребенке когнитивно-аффективные компоненты образа своего «Я» еще четко н«дифференцированы на позитивные v. непозитивные. Младенцу свойствен
Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.
«Мне нравится этот кубик»
138 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
| Когнитивная составляющая Я-обра-за — представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении (Берне Р., с. 32). Эмоциональная (аффективная) составляющая — чувственное оценивание себя, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей. |
но эмоционально-положительное переживание «своей субъектности и коммуникативной и предметно-практической деятельности» (Авдеева Н. Н. и др., 1986).
Во втором полугодии жизни ребенка происходит существенное увеличение опыта его взаимодействия с предметами, что постепенно способствует формированию у малыша представления о себе как о деятеле. Ребенок начинает различать успешность и неуспешность каких-либо своих практических манипуляций, соответственно переживая свои достижения или неудачи.






