МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА
период онтогенеза традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности. И в первую очередь это отражается коренными изменениями в мотивационно-потребностной сфере подростков.
В это время, по словам Л. С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения молодых людей. При этом у подростка не только появляются новые интересы, но и отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше (Выготский Л. С, 1984).
В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, которые характеризуются теперь большой устойчивостью. Многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
В юношеском возрасте, по словам Л. И. Божович, по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением.
|
|
По своему строению мотивационная сфера подростков начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотиваци-онных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. По механизму действия мотивы становят-
, г Ц'ч'ч» :«з?Шш ШШвВШШШЯШШШШШШшШшШШШШЯВШШШЯШШшШШШ
Мотивом — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Мотивацией — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.
Потребности — переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности.
Самосознание — осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
346 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
ся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения (Божо-вич Л. И., 1968).