Еще одной характерной для подросткового и юношеского возраста формой активности является та деятельность, которой заполняется время, свободное от основной, ведущей в данном возрасте учебной деятельности. Увлечения, или хобби, в этом возрасте настолько распространены, что они выделяются в особый тип подростковых реакций — реакцию увлечения, или хобби-реакцию. «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр» (Личко А. Е., 1983).
Типы увлечений
Увлечения подростков разнообразны, но в то же время достаточно типичны и поддаются классификации. Помимо распространенных увлечений футболом, хоккеем, мотоспортом, автомашинами, компьютерами, поп- и рок-музыкой, А. Е. Личко и Ю. А. Строцкий в своей рабочей классификации, основанной «на стремлении разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение», приводят следующие типы увлечений подростков:
— интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;
— телесно-мануальные — связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;
380 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
— лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;
— накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;
— эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;
— азартные увлечения — картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
— информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.
Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.