Товар-это продукт труда, предназначенный для продажи.
Товар обладает следующими свойствами:
1)Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять потребности людей (качество, прочность).
2) Меновая стоимость – количественное соотношение обмениваемых товаров.
3) Стоимость- совокупность все затрат на производство товара.
4) Цена - денежное выражение стоимости.
Теория трудовой стоимости -рассматривается процесс производства и обмена сточки зрения затрат труда.
Стоимость товара подраздел. на: - конкретный труд (всегда имеет целесообразную форму, конкретную технологию, опред. организацию произ-ва); -абстрактный труд (затраты человеческой энергии)
Величина стоимости товара изменяется временем.
Время рассматривается как: -индивидуальное, - общественно необходимое.
Общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ) – это затраты на производство товара при средне нормальных условиях произв-ва (средней производительности, ср. квалификации работников, ср. интенсивности труда, ср. оснащенности произв-ва).
|
|
Наибольший объем продукции на рынке производится именно при средне нормальных условиях.
Рыночная цена устанавливается исходя из общественно необходимых затрат труда. Производители, чьи затраты будут выше ОНЗТ, будут находиться в убытке.
На величину стоимости товара влияют производители и интенсивность труда.
Производительность труда – это кол-во товара, произведенное в единицу времени.
Интенсивность – это затраты труда в единицу времени.
· При росте производительности труда наблюдается уменьшение стоимости единицы товара, а стоимость всех произведенных товаров не изменяется
· При увеличении интенсивности труда стоимость единицы товара не изменяется, а увеличивается стоимость всех произведенных товаров.
Факторы производительности и интенсивности туда: -уровень техники и технологии; -уровень квалификации; -организация производства; -управление производством; -моральное стимулирование; -материальное стимулирование.
Теория предельной полезности.
Ключевые идеи теории предельной полезности являются заключения что стоимость товара определяется не затратами труда, а полезным эффектом, которое это благо приносит потребителю.
Принципы теории предельной полезности:
1) Обмен между субъектами хозяйствования осуществляется на основе субъективной оценки необходимости полезности блага для себя;
2) Разделение полезности на совокупную и предельную;
3)Принцип редкости – если благо находится в изобилии, то предельная полезность имеет убывающий характер.
4)Принцип рациональности – т.е. все субъекты рациональны и стремятся к максимизации полезности.
Т.о. цена – это денежное выражение полезности.
Производитель→ потребитель
(предлагает товар в зависимости от затрат) (спрос и полезность товара)
↓ ↓
Рыночная цена