Доход – показатель результатов эк. деятельности – превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство.
Доход – доля каждого класса, соц. группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенная им.
Для оценки динамики доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход – кол-во денег, полученное определенными лицами в течение определенного периода. Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей. Реальный доход - представляет собой кол-во товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Источники доходов: 1) з/п + трансферты (пенсии, содержание нетрудоспособных граждан, пособия); 2) доходы, получаемые через финансово- кредитную систему:
· выплаты по гос. страхованию
· банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям
· % по вкладам
· доход от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам
· выигрыши по лотереям
· временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит
· выплаты различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Через каналы гос. программ помощи удовлетворяются потребности в содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.
Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а: в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее
усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Уровень эк. развития страны определяет уровень и масштабы потребления, а значит во многом и условия формирования потребностей людей.
При этом необходимо отметить, что система социальной защиты не определяется только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает в себя защиту и лиц, участвующих В. общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охраны труда и др.) и его оплаты (установление минимальных ставок заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнении. Эта сторона системы социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания.