Транспортный комплекс России – обширный сектор народного хозяйства, обеспечивающий потребности экономики страны и населения в перевозках, влияющих на эффективность производства и качество жизни народа. Поэтому совершенствование государственного регулирования транспортных отношений – одно из важнейших направлений правовой реформы, а знание транспортного законодательства – обязательное условие высокой квалификации каждого специалиста-транспортника.
Настоящий учебник содержит материалы правовых основ деятельности транспортного комплекса страны и включает в свой состав основы правового регулирования: морского и речного водного транспорта; воздушного транспорта; автомобильного транспорта; железнодорожного транспорта; трубопроводного транспорта и городского транспорта общего пользования.
В указанных разделах рассмотрены основы, как российского национального права, так и международного права.
При этом следует учитывать, что если международное транспортное право является более-менее стабильным, то наше внутреннее законодательство еще находится в процессе реформирования. До настоящего времени еще действуют многочисленные нормативные акты, принятые еще в эпоху «реального социализма», которые зачастую не отвечают новым целям и задачам развития страны.
|
|
В соответствии с общей теорией права верхним звеном системы права является отрасль права, представляющая собой наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы норм.
Транспортное право, как отрасль, само подвергается известной систематизации (дифференциации), причем его система одновременно входит в общую систему права.
Базу такой дифференциации составляет выделение основных, общих для всей отрасли положений — Общей части.
Общая часть транспортного права включает основные положения о понятии, возникновении, осуществлении и защите прав и ответственности, субъектах и объектах транспортного оборота, правовом регулировании транспортных пространств, а также о сроках и некоторые другие правила общего порядка, применимые ко всем транспортным правоотношениям. Она имеет важное системообразующее, теоретико-познавательное и вместе с тем практическое, правоприменительное значение, ибо составляющие ее правила так или иначе учитываются при применении всех других норм.
С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть транспортного права. Но это понятие применительно к транспортному праву обычно не используется, ибо многообразие составляющих его норм столь велико, что неизбежно требует дальнейшей развернутой дифференциации. Прежде всего, транспортное право делится на подотрасли — наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и имеющих свои общие положения.
|
|
В соответствии с классификатором правовых актов (с изменениями на 28 июня 2005 года)
Раздел «Транспорт» имеет следующие подразделы:
- Общие положения
- Управление в сфере транспорта
- Железнодорожный транспорт
- Водный транспорт
- Воздушный транспорт
- Автомобильный транспорт
- Городской транспорт
- Дорожное хозяйство
- Трубопроводный транспорт
- Иные специализированные виды транспорта
- Транспортное обслуживание населения
- Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги
- Борьба с аварийностью. Безопасность движения
- Перевозка грузов. Погрузочно-разгрузочные работы
В настоящее время в юридической науке выделяют в российском транспортном праве шесть подотраслей, к ним относятся:
- морское транспортное право;
- внутреннее водное (речное) транспортное право;
- воздушное транспортное право;
- автомобильное транспортное право;
- железнодорожное транспортное право;
- право трубопроводного транспорта.
В определенной степени в стороне остается право городского транспорта общего пользования.
Долю самостоятельности имеет раздел «смешанные перевозки», который к подотрасли относить не принято.
В свою очередь, каждая из этих подотраслей может быть разделена на две части, регулирующих как чисто национальные внутренние перевозки, так и перевозки международные.
Международная составляющая каждой подотрасли транспортного права регулирует имущественные отношения, осложненные иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота, связанного с перевозками грузов и пассажиров.
Иностранный элемент, осложняющий имущественные отношения, проявляется в следующих признаках:
1. Если одна из сторон (гражданин, юридическое лицо или государство) является иностранной. Например, когда российский перевозчик является арендатором иностранного воздушного судна.
2. Если объект, в связи с которым возникают имущественные отношения, находится за границей. Например, затонувшее имущество в территориальном море иностранного государства может служить предметом спора между сторонами, принадлежащими к одному государству. В этом случае в их отношения "вторгается" иностранное право.
3. Если юридические факты, то есть события, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, имели место за границей. Примером могут служить деликты, связанные с аварией российского самолета на территории иностранного государства.
Эти признаки могут присутствовать в иностранном элементе в любой комбинации - один, два или все три.
Международная составляющая транспортного права включает прежде всего так называемые коллизионные нормы, которые сами по себе не регулируют отношения, осложненные иностранным элементом, а лишь отсылают к нраву подлежащему применению.
Кроме того, в состав международной составляющей транспортного права входят материальные нормы, непосредственно регулирующие отношения с иностранным элементом.
Коллизионные нормы могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в международных конвенциях. Аналогично в состав транспортного права входят материальные нормы национального законодательства, регулирующие отношения с иностранным элементом, а также соответствующие нормы международных договоров.
Как коллизионные, так и материально-правовые нормы, входящие в состав действующих международных договоров, называют унифицированными нормами.
|
|
Совокупность международно-правовых норм, объединенных общим объектом правового регулирования, составляет следующий уровень правовой системы – институт.
Так, наиболее развитыми институтами подотрасли морского транспортного права являются институты морской перевозки, аварийных морских происшествий, лоцманской проводки и т.д.
Предмет и метод являются основанием для деления права на отрасли. Если предмет – это общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью, на которые воздействуют нормы конкретной отрасли права, то метод – это система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими приемами регулирования.
Таким образом, образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а в результате обособления отдельной группы общественных отношений и формирования особого регулятивного режима (метода).
В правовой науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права. К базовым относятся государственное, уголовное, административное право и др. В то же время в правовой системе имеются образования комплексного характера, такие как: банковское, таможенное, природоохранное, коммерческое право. К ним же относится и транспортное право.
Таким образом, с точки зрения принципов построения российской системы права транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, государственное, административное, гражданское, трудовое и т.д. Это комплексная отрасль, включающая регулирование отношений в области организации и управления транспортом, деятельности транспортных коммерческих организаций по организации перевозок пассажиров и грузов во внутреннем и международном сообщении.
Вместе с этим в качестве учебной дисциплины российское транспортное право является вполне самостоятельным предметом, содержащим большой правовой массив, который отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
|
|
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, которые требуют правового регулирования и поддаются такому регулированию.
Предметом транспортного права являются общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров и багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса.