Социализация личности

Социализация личности – это аккумулирование ею в процессе жизни и дея­тельности опыта социального развития и поведения, накопленного человече­ством и передаваемого посредством воспитания и обучения, ролевого освое­ния окружающего мира и общества. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации человек обретает истинную индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации воспринимаются и пережива­ется различными личностями по-разному. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть, следовательно, существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Социализация осуществляется под влиянием макро-, мезо- и микрофакторов.

I. Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей. К ним относятся страна (государство) общество, культура. Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) – понятие, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи. Понятие «общество» (в обыденном понимании – синоним государст­ва) в педагогике и других науках используется для характеристики со­циальных условий формирования и развития личности.

Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельно­сти и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни чело­века – биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные от­правления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эсте­тическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

2. Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины. К ним относятся этнос (нация), региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации. Этнос – исторически сложившаяся на определенной тер­ритории устойчивая совокупность людей, обладающая единым язы­ком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.

Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, име­ющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социаль­ное своеобразие).

Тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуникации представляют собой технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие аудитории.

3. Микрофакторы – детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Социализация – не прямой результат того, что человек видит и слы­шит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой – отно­шением индивида ко всему этому.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвое­ние человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характер­ны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельско­го, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического вос­приятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процес­се взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках суб­культуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессио­нальной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличнос­тного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми ли­цами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексия – механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в кото­рой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека осуществляется не только с помо­щью всех названных механизмов, но и конкретных средств. Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культу­рологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают опреде­ленные организованность, дисциплинированность, ответственность. Методы психологического воздействия в семье, группах сверстни­ков, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаи­моотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: