v ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод решения задачи линейного программирования, заданной на плоскости, т.е. Содержащей только две переменные.
v ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ – экстремальная задача, в которой целевая функция и ограничения задаются линейными соотношениями.
v ЗАДАЧА ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ – проблема, в которой требуется найти наилучший (в том или ином смысле) способ достижения поставленной цели.
v ИСКУССТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ – (в линейном программировании) вспомогательные переменные, применяемые для построения начального допустимого базисного решения в задаче линейного программирования.
v ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ (ИО) – раздел прикладной математики, занимающийся математическими моделями задач принятия оптимальных решений и их применениями.
v КАНОНИЧЕСКАЯ ФОРМА – (в линейном программировании) задача линейного программирования, в которой все ограничения имеют вид строгих равенств, а их правая часть (свободные члены) неотрицательна.
v КОВАРИАЦИЯ - это мера взаимной зависимости между двумя переменными величинами.
|
|
v КОНФЛИКТНАЯ ЗАДАЧА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ – проблема, в которой требуется найти наилучшие решения для сторон (лиц) с учетом пересечения их интересов.
v КОРРЕЛЯЦИЯ - взаимная зависимость между двумя количествами.
v КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ - число, лежащее в пределах от.1 до +1, которое измеряет взаимную зависимость между двумя переменными величинами, наблюдаемыми совместно.
v ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ - переменная величина y считается линейной (или линейной функцией) в зависимости от переменных величин x1, x2, если y может быть выражена формулой y = b0 + b1x1 + b2x2 +..., где члены b являются постоянными числами.
v ЛИНЕЙНАЯ РЕГРЕССИЯ - обеспечивает возможность вычерчивания прямой линии по точкам комплекта данных наблюдений с учетом последствий изменчивости данных наблюдений.
v ЛИНИЯ УРОВНЯ (целевой функции) – (в линейном программировании) прямая линия, в каждой точке которой целевая функция принимает одно и то же числовое значение.
v МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ – формальная схема реального объекта (процесса, проблемы), составленная с помощью математических обозначений, символов и соотношений.
v МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (МП) – раздел методов оптимизации, занимающийся исследованием оптимизационных задач с ограничениями в виде неравенств и уравнений.
v МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ – метод решения транспортной задачи.
v МЕТОД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО УГЛА – метод вычисления начального опорного плана в транспортной задаче (имеются также "метод минимальной стоимости", "метод двойного предпочтения" и др.).
v МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ – раздел прикладной математики, занимающийся исследованием экстремальных задач.
|
|
v МОДЕЛЬ - это количественно определенная абстракция реальной ситуации, которая может упрощать или отбрасывать некоторые характеристики для лучшей концентрации на ее более важных элементах.
v НЕЗАВИСИМОСТЬ - две случайные переменные величины являются независимыми, если полностью отсутствует взаимосвязь между способом изменения их выборочных значений.
v НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ - модель является нелинейной, если соотношение между ее входными и выходными данными является нелинейным.
v ОГРАНИЧЕНИЯ – МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ (элемент экстремальной задачи), отражающие условия, накладываемые на аргументы целевой функции.
v ОПОРНЫЙ ПЛАН – (в транспортной задаче) план перевозок, у которого число ненулевых перевозок равно сумме числа производителей и потребителей без единицы.
v ОСТАТОК - для наблюдаемой величины, поведение которой моделируется при помощи статистической модели, остаток представляет собой разницу между наблюдаемой величиной и величиной, спрогнозированной при помощи модели, например, линейная регрессия.
v ОЦЕНКА - это определение значения количества или его неопределенности посредством подстановки численных значений наблюдений в формулу для расчета или оценки.
v ПОТЕНЦИАЛЫ – вспомогательные переменные в транспортной задаче, вводимые для проверки оптимальности плана перевозок.
v ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА – раздел математической науки, занимающийся вопросами применения математических подходов и методов в разных сферах человеческой деятельности.
v СИМПЛЕКС-МЕТОД – общий и универсальный метод решения задачи линейного программирования.
v СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - это разность между истинным, но обычно неизвестным, значением измеряемого количества и средним значением наблюдаемой величины, которая оценивалась бы посредством выборочного среднего значения бесконечного множества наблюдений.
v СЛАБЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ – (в линейном программировании) вспомогательные переменные, применяемые для получения канонической формы задачи линейного программирования.
v СЛУЧАЙНЫЕ ОШИБКИ - это разность между отдельным измерением и вышеуказанной предельной величиной выборочного среднего значения.
v СОВОКУПНОСТЬ - это общее количество рассматриваемых элементов.
v ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА – математическая модель проблемы составления наилучшего (в том или ином смысле) плана перевозок товара от производителей к потребителям.
v ФОРМАЛИЗАЦИЯ – составление математической модели реальной проблемы.
v ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ – математическая функция (элемент экстремальной задачи), отражающая цель принятия решения.
v ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это мера того, насколько одно количество реагирует на изменение другого связанного с ним количества.
v ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ (оптимизационная) ЗАДАЧА – математическая задача, в которой требуется найти максимальное или минимальное значение заданной функции с учетом существующих на ее аргументы ограничений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Е.А. Численные методы: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2004.- 256 с.
2. Козин, Р.Г. Математическое моделирование: Примеры решения задач. Учебник / Р.Г. Козин – М.: МИФИ, 2012. – 177 с.
3. Гордеев, А.С. Моделирование в агроинженерии. Мичуринский государственный аграрный университет: Учебное пособие. – Мичуринск: 2007 – 221 с.
4. Бережная, Е.В. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432 с.: ил.