Эффект масштаба – связь между динамикой выпуска продукции и динамикой изменения совокупного объема ресурсов.
Эффект масштаба:
1. Проявляется в изменении долговременных средних издержек производства (LATC).
2. Кривая LATC является огибающей минимальных краткосрочных средних затрат фирмы на единицу продукции (рис. 2).
3. Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется изменением количества всех используемых производственных факторов.
АТС – средние валовые издержки; Величина спроса (обём);
Рис. 2. Кривая долгосрочных и средних издержек фирмы
Реакция LATC на изменение параметров (масштаба) фирмы может быть различной (рис. 3).

Рис. 3. Динамика долгосрочных средних издержек
I этап (положительный эффект от масштаба) - увеличение объема выпуска сопровождается снижением LATC, что объясняется эффектом экономии (например, за счет углубления специализации труда, применения новых технологий, эффективное использование отходов).
II этап (постоянная отдача от масштаба) - при изменении объема издержки остаются неизменными, то есть рост количества применяемых ресурсов на 10% вызвал рост объемов производства также на 10%.
III этап (отрицательный эффект масштаба) - рост объема производства (н-р на 7%) вызывает рост LATC (на 10%). Причиной ущерба от масштаба могут быть технические факторы (неоправданные гигантские размеры предприятия), организационные причины (рост и негибкость административно-управляющего аппарата).






