Мотивация деятельности в менеджменте

Мотивация – это процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации. Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в тоже время имеет индивидуальные проявления у каждого человека Мотив – это то, что вызывает определённые действия, причём мотив не только побуждает человека к действиям, но и ещё определяет, как это действие будет осуществлено. Мотивация – это совокупность сил, побуждающих сотрудника осуществлять деятельность, с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности с определённой степенью настойчивости в направлении достижения определённых целей. Мотивационный процесс может быть представлен в виде шести, следующих одна за другой, стадий. 1) возникновение потребности (потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает); 2)поиск путей устранения потребности (раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать; возникает необходимость что-то предпринять); 3) определение целей (направления) действия (человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, что получить для того, чтобы устранить потребность); 4)осуществление действия (человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность); 5)получение вознаграждения за осуществление действия (выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат); 6)устранение потребности.

Теория иерархии потребностей по Маслоу

Основные идеи и предпосылки: 1.Люди постоянно ощущают какие-то потребности. 2.Люди испытывают определённый набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть определены в определённые группы. 3.Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу. 4.Потребности побуждают человека к действиям, если они не удовлетворенны. Удовлетворение потребности больше не мотивируют людей. 5.Если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая, не удовлетворенная. 6.Обычно человек ощущает несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии. 7.Потребности, находящиеся ближе к основанию, требуют первостепенного удовлетворения. 8.Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как удовлетворенны потребности более низкого уровня. 9.Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворенны большим числом способов, чем потребности нижнего уровня.

Пирамида Маслоу (сверху вниз): потребность самовыражения, пот-ть признания и самоутверждения, пот-ть принадлежности и причастности, пот-ть безопасности, физиологические пот-ти.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда.

Потребность достижения проявляется стремлением сотрудника достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он это делал ранее. Сотрудникам с этой потребностью нравится принимать решения, отвечать за решение задачи. Наличие у сотрудников высокой потребности достижения, оказывает влияние на их активность и результативность. Потребность соучастия проявляется в стремлении сотрудников к дружеским отношениям с окружающими. Потребность властвовать состоит в стремлении контролировать действия сотрудников, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действие других сотрудников. Сотрудники с потребностью властвовать могут быть разделены на две взаимоисключающие группы:1 - кто стремится к власти ради властвования. 2 - кто стремится к получению власти не с целью удовлетворения своего тщеславия, а ради выполнения ответственной, руководящей работы. Мак-Клелланд считал, что из трёх рассмотренных потребностей наибольшее значение для успеха менеджера имеет развитая потребность властвования.

Теория двух факторов Герцберга.

Процесс достижения удовлетворённости и процесс нарастания неудовлетворённости являются двумя различными процессами, т.е. факторы вызывающие рост неудовлетворённости при их устранении не обязательно приводили к достижению удовлетворённости. Первый процесс «удовлетворённость» - отсутствие удовлетворённости. В основном находится под влиянием внутренних по отношению к работе (мотивирующих) факторов – это ощущение успеха, признание со стороны окружающих, оказывающих сильное мотивирующее воздействие на поведение сотрудников, которое может привести к успешному, качественному выполнению работы. Отсутствие мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворённости. Второй процесс «неудовлетворённость» - отсутствие неудовлетворённости. В основном находится под влиянием внешних факторов (факторов здоровья) – это размер оклада труда, условие работы, взаимоотношение с руководством. Отсутствие этих факторов вызывает у сотрудников чувство неудовлетворённости.

Различие: В теории Маслову потребности расположены иерархически снизу- вверх. В теории Мак-Клеунда потребности приобретаются. При этом они не расположены иерархически и оказывают на человека не изолирование, а взаимное влияние. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и здоровья. Общие: 1)Все теории изучают потребности и дают их классификации, позволяющие делать выводы о механизме мотивации человека. Причем группы потребностей различных теорий достаточно определённо соответствует друг другу. 2)Все теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и не уделяют внимание анализа процесса мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: