Глава государства

Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

Главой государства могут быть: монарх, то есть суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью; президент, то есть выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом; узурпатор, то есть лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований, не имея "ни царского проис­хождения, ни мандата выборщиков"; коллегиальный орган со статусом президента. Например, в Швейцарии функции главы государства выполняет Федеральный совет, состоящий из семи равноправных членов, которые по очереди избирают сроком на один год председателя (президента) и тот совершает отдельные акты главы государства. Государство Судан возглавил Верховный Совет. Коллегиальный орган (хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации; несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоен­ный институт главы государства - два равноправных капитан­регента.

Следует иметь в виду, что функции главы государства могут быть переданы его представителю - регенту или должностному лицу, действующему от имени монарха в одном из государств, входящих в унию. B странах, образующих унию с Великобританией, правомочия Короны выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-­губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из таких государств.

Bce главы государств выполняют некоторые общие функции и полномочия. Во-первых, они осуществляют представительскую функцию. Глава государства представляет свою страну в международных отношениях назначает министров иностранных дел и дипломатов, подписывает договоры и соглашения, аккредитует зарубежных послов, объявляет войны и заключает мир либо участвует в их объявлении и заключении мира.

Выполняя представительскую функцию во внутригосу­дарственных отношениях, глава государства использует право обращения к нации, подписывает от имени государства соглашения c субъектами федерации и другие соглашения (например, по социально-политическим вопросам с профсоюзами и партиями), решения о помиловании, награждениях и другие. Монархи и президенты, представляя свое государство, в некоторых странах назначают часть депутатского корпуса, то, есть вводят в состав парламента депутатов, не связанных прямой ответственностью перед избирателями, но выражающих общегосударственный интерес. Кроме того, главы государств возбуждают судебное производство в конституционных и других судебных инстанциях. Главы государств (их представители) ведут правовые споры в интересах государства.

Во-вторых, главы государств участвуют в формировании правительства, a также иных государственных органов, например, судов. B Венесуэле декретом № 87 от 13 декабря 1945 г. президенту было даже предоставлено право отстранить членов Верховного суда в случае неуважения ими принципа разделения властен либо вмешательства в дела, имеющие сугубо политическую природу.

B-тpeтьиx, монархи, президенты причаcтны к военной политике, к руководству вооруженными силами.

Кроме того, глава государства участвует в законодательном процессе (законодательная инициатива, назначение части депутатов, промульгация, то есть подписание, введение в действие и опубликование решений парламента). C главой государства связана координация деятельности законодательных и административных органов - право созыва и роспуска парламента, проведения консультаций c руководителями палат и парламентских фракций, право обращаться c посланиями к парламенту. Эти права могут приобрести исключительно политическое значение. Так, если послание президента Конгрессу США представляет собой полити­ческую программу, то обращение мексиканского президента не только выполняет роль законодательной инициативы, но и действует как предписание лидера господствующей партии парламентскому большинству.

Главе государства обычно приписывается роль символа единства нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями. Его считают гарантом устойчивости, территориальной целостности, безопасности государства, гражданской свободы.

За пределы этих обобщений выходят случаи, когда глава государства лишен свойственных ему функций, a также, когда невозможно выявить орган, обладающий признаками монарха, президента. Bo Вьетнаме функции главы государства выполняет Государственный совет. Однако в строгом смысле и он главой государства не является, поскольку Госсовет - это прежде всего постоянно действующий законодательный орган.

Конечно, действительное значение политических полномочий главы государства в основном определяется формой правления. Первое, от чего зависит характер его полномочии, это - относится ли государство к парламентской форме правления или не является таковым.

B зависимости от формы правления различия в политическом статусе главы государства выглядят примерно так как на таблице.

Итак, в парламентских формах правления глава государства оформляет политические решения, предложенные парламентом и правительством, но не принимает их самостоятельно. Вместе c тем, его роль не ограничена ритуалом. Те, кто делает политику, осознает, что часть его действий (проведение выборов, роспуск парламента, объявление референдума, промульгация законов и другие) нуж­даются в подписи главы государства. Это порою сдерживает правительство и парламентариев от явного произвола, нарушений закона.

B иных формах правления политическое значение главы государства очевидно. Оно определяется, прежде всего, тем, что монарх или президент фактически контролирует правительство, государственную администрацию, объединяет исполнительную власть.

Характеристика главы государства B парламентских фор­мах правления (парла­ментская монархия; парламентская республика) В иных формах правле­ния (дуалистическая, абсолютная монархии; прези­дентская республика; осо­бые формы правления).
Отноше­ние к правительству Оформляет назначе­ния на правительствен­ные должности в соот­ветствии c решениями парламентского боль­шинства или правящей коалиции. Главой правительства не является, не контролирует содержание по­литических решений, принимаемых прави­тельством. Назначает главу прави­тельства или весь состав правительства. Руководит деятельнос­тью правительства и кон­тролирует его.
Участие во внешней поли­тике Не принимает внешнеполитических реше­ний; на основании ре­шений правительства, министра иностранных дел подписывает акты и совершает действия внешнеполитического значения. Руководит внешней по­литикой, принимает реше­ния, связанные с заключе­нием мира.
Приня­тие норма­тивных и иных пра­вовых ак­тов Оформляет норматив­ные и иные решения, принятые правительст­вом, премьер-министром, отдельными ми­нистрами, парламентом. Издает нормативные и иные акты, принимает по­литические решения.
Институт контрасигнатуры Акты главы государст­ва вступают в силу при условии их скрепления подписью премьер-министра или ответст­венных министров. По­средством контрассигна­туры устраняется возможность вмеша­тельства главы госу­дарства в принятие политических решений. Контрасигнатура отсут­ствует либо применяется c целью возложения ответст­венности на членов прави­тельства. Осуществляя контрасигнатуру, министры регулярно подтверж­дают свою лояльность главе государства. Отказ министра контрассигновать акт президента влечет отставку нелояльного министра.
Вето на решения парламента Право вето за главой государства не закреплено либо он не пользует­ся этим правом. Глава государства поль­зуется правом вето. B стра­нах, где нет парламента, в использовании вето нет необходимости.
Созыв и роспуск парламента Глава гоcудаpства со­зывает парламент в по­рядке и в срок, установ­ленные законом. Распус­кает парламент на осно­вании закона или в слу­чае политического кри­зиса. Парламент собирается "по праву", т.e. не нужда­ется в созыве актом главы государства. В дуалистических монархиях, республиках и особых формах правления, где сложилось политическое верховенст­во главы государства, пар­ламент созывается и распускается актом главы государства, который, поль­зуясь этим правом, спосо­бен контролировать работу парламента.
Военная ­политика и вооруженные силы Глава государства формально является главнокомандующим. Глава государства явля­ется верховным главноко­мандующим, назначает военного министра, осу­ществляет общее руковод­ство оборонной полити­кой, в ряде стран непосредственно руководит военным ведомством и во­оруженными силами.
Чрезвычайные полномочия Глава государства по решению правительства прокламирует чрезвычайное положение. Чрезвычайных полно­мочий не имеет. Глава государства своим решением вводит чрезвы­чайное положение и осу­ществляет чрезвычайные полномочия.
Право помилования Глава государства изда­ет акт o помиловании по представлению прави­тельственных учрежде­ний (Министерства юс­тиции). Глава государства при­нимает решения o помиловании лиц, осуж­денных за преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: