Содержание. Руководство для начинающих фей

Предисловие

Руководство для начинающих фей.

Предисловие Е.Л.Михайловой...

Введение

1. Применение “историй про Энни”

2. Как научиться рассказывать “истории про Энни”

3. Боязнь темноты

История про Энни

4. Энурез

История про Энни

5. Компульсивные дети и дети-перфекционисты

Первая история про Энни

Вторая история про Энни

6. Застенчивость

История про Энни

7. Если ребенка дразнят

История про Энни

8. Развод

История про Энни

9. Дети — мачеха — отчим

История про Энни

10. Импульсивные дети

История про Энни

11. Взаимоотношения между маленькими братьями и сестрами. (сиблинги)

История про Энни

12. Дети алкоголиков

История про Энни

13. Релаксация

История про Энни

Дорис Бретт

Жила-была девочка,

похожая на тебя...

Психотерапевтические истории для детей

Перевод Г.А.Павлова

Научный редактор Е.Л.Михайлова

Литературный редактор А.А.Никишин

Выпускающий редактор И.В.Тепикина

Обложка М.С.Гавриленко, М.Ю.Шишковой

ЛР № 061747 от 02.11.1992 г.

Подписано в печать

Формат 60 х 90/16.

Печать офсетная.

Гарнитура — Таймс

Усл. печ. л.

Уч.-изд. л.

Тираж 10000 экз.

Заказ №

М.: Независимая фирма “Класс”, 1996. —... с.

121609, Москва, а/я 35

ISBN 0-945354-47-9 (USA)

ISBN 5-86375-014-6 (РФ)


2 Как правило, дети-энуретики стыдятся этого своего недостатка.

1 Детей очень ободряет сознание того, что люди, на которых они смотрят снизу вверх и которых обожают, тоже когда-то страдали от терзающей их проблемы. Если у вас также была проблема энуреза в детстве, расскажите об этом своему ребенку.

1 Простое объяснение того, как работает мочевой пузырь, помогает детям понять причины недержания мочи. Оно позволяет им смотреть на свою беду, как на разрешимую проблему. Понимание проблемы — первый шаг к ее разрешению.

2 Я употребила технически правильный термин “моча”. Вы можете заменить его любым другим словом, которое обычно употребляете в разговоре со своим ребенком о моче или мочеиспускании.

1 Когда ваш ребенок упражняется в задержании мочи, рекомендуется отвлекать его внимание разговорами, играми и т.д.

2 Это позволяет ребенку почувствовать себя увереннее, “хозяином”, а не безответственной личностью, которая “увлажняет” свою постель. Чем более уверенным чувствует себя ваш ребенок, тем больше шансов на успех.

1 У среднего ребенка от 6 до 12 лет объем мочевого пузыря равен 30 мл на каждый год возраста.

2 Перед измерением объема мочевого пузыря ребенку нужно пить как можно больше жидкости. Для этой цели особенно рекомендуются напитки, содержащие углекислоту и кофеин, которые оказывают слабо раздражающее действие. Это ускорит позыв к мочеиспусканию после питья. Рекомендуется также соленая пища, которая вызывает жажду у ребенка.

3 Результаты измерения объема мочевого пузыря могут быть непоследовательными. Ориентируйтесь на максимальную цифру.

1 Здесь Энни становится хозяйкой положения, а не пассивной жертвой мокрой постели.

2 Энни снова выступает в роли компетентного учителя, а не личности, которая “орошает” свою постель.

3 Большинство детей любят такие таблички — они становятся для них подмогой и наглядным свидетельством перемен.

4 Здесь можно сделать перерыв и дать ребенку время для упражнений и измерения объема мочевого пузыря, прежде чем перейти ко второй части.

1 Разумеется, если к этому времени ваш ребенок справится с энурезом, этот раздел станет ненужным.

1 Волшебство — мощное орудие для детей. Сознание того, что в них есть своя особая “магия”, стимулирует, будит их воображение.

1 Помните, что одни дети достигают результата раньше, другие — позже. Не давайте вашему ребенку падать духом. Поощряйте его за усилия и за каждый даже незначительный успех, чтобы он знал, что какой-то положительный сдвиг все-таки происходит.

1 Следует использовать уменьшение мокрого пятна на простыне как повод для похвалы или другого поощрения. Если это пятно уменьшается в размерах, значит дела идут на лад. Поощряйте и отмечайте каждый шаг вперед, чтобы укрепить в ребенке чувство уверенности.

1 Варьируйте детали применительно к вашему ребенку.

2 Я использовала эту ситуацию в качестве примера компульсивного поведения. Если эта версия не свойственна вашему ребенку, замените ее на то, что вызывает у него компульсивное поведение.

1 Дети часто не могут объяснить, почему они совершают компульсивные действия. Просто им кажется, что если они не будут этого делать, случится что-то нехорошее.

2 Когда компульсивные действия становятся неуправляемыми, они занимают все больше и больше времени, все активнее вторгаясь в нормальную повседневную деятельность ребенка.

1 Дети часто бывают скрытны в отношении своих компульсивных действий или навязчивых мыслей.

1 Компульсивные дети и дети-перфекционисты часто испытывают затруднения в выражении своих эмоций, в особенности злости.

2 Многие дети считают, что злые мысли приносят вред. Они думают, например, что если пожелать кому-то болезни, можно действительно уложить этого человека в постель.

1 Дети быстро успокаиваются, узнав, что эта проблема волнует не только их.

2 Детям нужна мотивация, какая-то побудительная причина для перемен.

1 Здесь представляется процесс десенситизации.

2 Дети чувствуют себя более уверенно, когда они знают способ преодоления беспокойства.

1 Продвигайтесь вперед не спеша. Переходите к следующему предмету, когда ваш ребенок сможет представить себе предыдущий и после этого расслабится.

2 Это как раз было желанием моей дочери. Измените его, применительно к желанию своего ребенка.

3 Похвала и поощрение очень важны. Помимо всего прочего, они стимулируют рост самооценки у ребенка.

1 Здесь удобно сделать остановку, если вы хотите рассказывать эту историю по частям.

1 Превращая это в игру, вы поможете ребенку снять напряжение и, кроме того, доставить ему удовольствие.

2 Отвлекающие маневры могут помочь вашему ребенку на какое-то время забыть о письменном столе.

1 Это — пример самобеседы. Более подробно об этом написано в главе 10 “Импульсивные дети”.

2 Целесообразно заменить мысль, вызывающую тревогу или беспокойство, на мысль положительного характера.

1 Можно также воспользоваться таблицей со звездочками. За каждый предмет, оставленный не на своем месте, ребенок получает звездочку. Когда накапливается несколько звездочек, они заменяются наградой. Эту же методику можно применить для других видов компульсивного поведения; например, звездочка вручается за сокращение времени на излишнее мытье рук на каждые 30 секунд.

1 Варьируйте детали, применительно к вашему ребенку.

1 Измените детали рассказа применительно к вашему ребенку.

1 Застенчивым детям часто кажется, что все, что они делают, обязательно и сразу привлекает унизительное внимание людей, что они сразу бросаются в глаза. Они часто ощущают неприятие даже там, где его на самом деле нет.

1 Большинству застенчивых детей кажется, что только они обременены этой проблемой. Нужно подчеркнуть, что застенчивых людей на самом деле немало, и что многие из них преодолели этот недостаток. Если вы сами относитесь к этой категории людей, то было бы очень полезно поделиться с ребенком опытом.

2 Ребенка обычно успокаивает сознание того, что он не один страдает этим недостатком.

1 Детям часто кажется, что они не могут измениться; им полезно будет узнать, что это в их силах, что они могут что-то сделать.

2 Выберите для себя “застенчивую” поведенческую модель, которую ваш ребенок захотел бы изменить. Предложите ему описать и изобразить такое поведение, чтобы вы, вместе с ним, могли видеть, что он делает.

1 Для детей может стать настоящим откровением, если они расшифруют состояния человека, передаваемые “языком тела”.

1 Роль, которую ребенок разыгрывает, и пример, которому он подражает, должны быть успешными.

1 Как ни странно, но многим застенчивым детям нравится выступать в роли актера. Пребывание на сцене позволяет им войти в иную роль и освободиться от чрезмерной застенчивости. Если вашему ребенку нравится актерство, порекомендуйте ему “сыграть роль” уверенного человека.

1 Часто детям кажется, что разговоры вокруг них ведутся на слишком высоком уровне остроумия и изощренности, которого им никогда не достичь. В таких случаях полезно бывает проанализировать содержание разговоров, чтобы убедить их в том, что даже, не будучи отличными собеседниками, они могут внести свой вклад в беседу.

1 Бывает очень полезно заранее отрепетировать начало разговора или беседы.

1 Объясните застенчивым детям, что совсем не обязательно произносить пространные монологи или вступать в увлекательный диалог, чтобы чувствовать себя частью коллектива.

2 Необходимо поднимать самооценку застенчивых детей, которая у них обычно низкая. Не скупитесь на похвалу. Подчеркивайте их достижения, как бы незначительны они не были, и способствуйте тому, чтобы дети ими гордились.

1 Это может быть ценным упражнением. Дети с низкой самооценкой забывают свои хорошие качества или не признают их за собой.

1 Рассказ о релаксации (глава 13) описывает способы, которые помогают детям расслабиться. В этом месте можно сделать перерыв и показать ребенку как надо расслабляться.

2 Упражнение в навыках, практикуемое в своем воображении, — очень эффективная помощь в приобретении этих навыков.

1 Рекомендуется начинать с небольших шажков, с которыми ребенок может легко справиться. Это придает ему уверенность, которая, в свою очередь, поможет ему перейти к следующему, более сложному этапу.

1 Дети любят таблицы со звездочками. Они дают им стимул и напоминают о достижениях.

1 Полезно кратко проинструктировать вашего ребенка о том, как побороть беспокойство. Здесь упоминаются два способа — медленное дыхание для расслабления и позитивная само-беседа. (см. главу 11. Импульсивные дети, где это описано более подробно).

1 Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство и дать дополнительную перспективу.

1 Умение такого рода может служить полезным “ледоколом” как для детей, так и для взрослых.

1 Это классический замкнутый круг: чем больше дразнимый реагирует, тем больше его дразнят.

1 Это возвращает чувство уверенности.

1 Очень многие из нас попадаются в ловушку, слепо повторяя поведенческие модели, даже если они не дают результатов.

1 Когда вы пытаетесь изменить чье-либо поведение, очень важна последовательность и систематичность.

1 Разыгрывание ролей помогает детям научиться реагировать по-новому в спокойной обстановке.

2 “Самовнушение” может помочь детям сохранить спокойствие и сосредоточенность на своих делах. Более подробно о самовнушении можно узнать в главе № 10 “Импульсивные дети”.

1 Дополните этот раздел своими собственными подробностями.

1 Здесь также добавьте свои собственные подробности. В некоторых семьях предразводный период обычно сопровождается шумными, горячими спорами, в других — эмоции прикрыты завесой длительного молчания.

1 В таких ситуациях дети могут чувствовать себя чем-то вроде ломтика мяса в бутерброде. Это усугубляет их чувство своей вины за развод.

2 Родители, спорящие только по ночам, когда дети спят, возможно думают, что их раздоры и вражда проходят незамеченными. Однако часто это бывает не так.

1 Лучше, если оба родителя сообщат эту новость вместе. В этом случае информация не будет предвзятой или однобокой, а ребенок сможет задать свои вопросы обоим родителям одновременно. Если в семье несколько детей, то предпочтительнее сказать им всем сразу. Это дает детям возможность заручиться взаимной поддержкой, вместо того, чтобы скрывать эту тяжкую новость друг от друга. Кроме того, такой подход предотвращает ситуацию, когда один ребенок сообщает новость братишке или сестренке раньше, чем их родители сделают это сами.

1 Ваши объяснения не должны быть сложными и витиеватыми. Они должны быть изложены просто и доходчиво.

2 Очень важно подчеркнуть ребенку, что, хотя вы развелись друг с другом, вы не покидаете его. Если же один из родителей больше не желает поддерживать отношений с ребенком, требуется объяснение другого характера. Более подробно об этом можно прочесть во вступительной части к этой главе.

3 Этот вопрос чрезвычайно важен для детей. Им могут понадобиться неоднократные заверения на этот счет.

4 В данном случае полезно заранее предупредить детей о предстоящем разводе, чтобы дать им время все хорошо обдумать.

1 Важно объяснить детям, что они смогут поддерживать постоянные добрые отношения с родителем, уходящим из семьи.

2 Детям часто это очень трудно понять.

1 Это обычная реакция у детей. Иногда, наоборот, они ведут себя “очень плохо”, чтобы общая задача родителей “приструнить” своих чад или как-то помочь им могла их воссоединить.

2 Игры помогают детям бороться с тяжелыми чувствами.

1 Дети иногда думают, что если они больны и беспомощны, ушедший родитель вернется домой, чтобы ухаживать за ними.

1 Такие чувства обычны для детей. Их нужно разубедить в том, что в разводе якобы виноваты они.

1 Детям часто говорят, что один из родителей является причиной развода. Возложение вины на одного из родителей вызывает у детей чувство раздвоенности, огорчения и измены порицаемого родителя. Не нужно обманывать детей, утверждая, что вы одобряете все поступки вашего супруга — они знают, что это неправда: от того-то, собственно говоря, вы и развелись. Главное, не пытайтесь подталкивать их к необходимости принять ту или другую сторону.

1 Важно помочь детям понять, что развод — это не что-то черно-белое.

2 Это объяснение нужно изменить в том случае, если один из родителей отказывается видеться с ребенком.

1 Это хорошо, если ребенок чувствует, что по крайней мере какая-то малая частица в новом доме, хотя бы просто уголок, предназначается специально для него.

2 Дети часто беспокоятся о том, как рассказать о разводе своим друзьям. Можно помочь им подумать об ответе заранее и попрактиковаться в его составлении в форме отдельных фраз и объяснений.

1 В таких случаях обычная домашняя обстановка облегчает положение гораздо больше, чем суета в увеселительных парках, подарки и т.д.

2 Это помогает ребенку узнать, что развод действительно — вещь довольно обычная и что очень и очень много детей находятся в аналогичном положении.

3 Это очень мучительно для детей. Они чувствуют давление, заставляющее их стать на чью-либо сторону; им приходится бороться с чувством вины, обмана, измены и т.д.

4 Такие обстоятельства ложатся тяжелым бременем на детей, которые часто чувствуют себя как пойманные шпионы.

1 Дети долго продолжают надеяться, что родители снова будут жить вместе. Иногда на протяжении ряда лет после окончательного развода, они все еще имеют эту мечту.

2 Важно прямо и четко объяснить положение вещей и не строить несбыточных иллюзий, которые могут лишь затянуть процесс исцеления.

1 Стресс может отрицательно повлиять на детей во многих отношениях. Убедите их в их способностях и объясните им, что многие люди реагируют на стресс аналогичным образом. Неплохо было бы также научить их расслабляться, как об этом рассказано в главе 14.

1 Если вы сможете специально найти время и провести его вместе со своим ребенком, чтобы поддержать его и согреть своей любовью, это будет для него самым лучшим подарком.

1 Здесь — положительное завершение событий, подчеркивающее, что даже если они приносят боль и душевные травмы, человек все-таки способен преодолеть их и выйти к свету.

1 Измените детали рассказа применительно к вашему ребенку.

2 Нередко дети оказываются во власти смутных и болезненных переживаний, вызванных разводом.

3 Развод — это процесс, а не единовременный, статический момент. У этого процесса много ступеней, каждая из которых требует приспособления. Не успеете вы приспособиться к одной ступени, как вам уже нужно приспосабливаться к другой.

1 В новых отношениях своего родителя дети часто усматривают непосредственную угрозу для себя. Они опасаются, что на их долю теперь будет приходиться меньше времени и любви.

2 Дети часто очень злятся, думая, что отчим намеревается занять место их родного отца. Они могут считать, что их хорошее отношение к отчиму — предательство по отношению к ушедшему из семьи отцу.

1 Во время развода и в период вступления родителей во второй брак дети часто чувствуют себя особенно беспомощными. Происходят большие перемены, которые самым серьезным образом влияют на всю их жизнь, а они просто ничего не могут с этим сделать. Этот рассказ напоминает им, что в действительности они способны повлиять на характер своей жизни и изменить его.

1 Нужно дать детям понять, что отчим (мачеха) не собирается заменить их родного родителя.

1 Это помогает Энни почувствовать себя более влиятельной и сильной. Вместо того, чтобы считать себя вредной девочкой и обидчивой жертвой, она может ощутить себя в качестве полезного наставника.

1 Во время развода и повторного брака чувство самоуважения у детей обычно падает. Когда же это чувство стимулируется, они обычно становятся более способными к позитивному общению.

1 Дети могут очень удивиться, взглянув на вещи с позиций отчима. Зачастую в своем воображении они рисуют весьма непривлекательный портрет отчима или мачехи; иногда они представляются им суперзлодеями, напрочь лишенными каких-либо привлекательных качеств.

1 Небольшая доза юмора может разрядить напряженную обстановку.

1 Измените отдельные детали рассказа применительно к своему ребенку и данной ситуации.

1 Такого рода внушение укрепляет в детях самоуважение и уверенность в себе, которые помогут им добиться желаемых перемен.

2 Очень полезно сначала смоделировать свое собственное поведение в процессе самобеседы. Детям легче усвоить характер нового поведения, когда это им демонстрируют, а не просто объясняют на словах.

1 Фиксирование последовательности действий на бумаге помогает детям их лучше запомнить.

1 Важно научить ребенка правильно реагировать на ошибки и неудачи. Вместо того, чтобы бесконечное число раз укорять себя, правильнее говорить следующее: “Да, я ошибся, но в следующий раз я исправлюсь и не допущу ошибок”.

1 После того, как вы продемонстрируете и объясните ребенку технику решения такого рода заданий, дайте ему возможность разобраться в ней самостоятельно. При этом он должен сопровождать свои действия их объяснением вслух. Это поможет вам проследить за правильностью этих действий, а ему — запомнить их последовательность.

1 Здесь можно сделать паузу, если вы намерены излагать этот рассказ по частям.

1 Такого рода вопросы помогают ребенку проанализировать и обдумать возникшие перед ним проблемы.

2 Большинству детей претит сама идея играть на руку своим противникам.

3 Эти ступени параллельны пяти ступеням, которыми Энни пользовалась при выполнении домашнего задания в первой части рассказа.

1 В данном случае Энни прибегает к “беседе” для того, чтобы сохранить спокойствие.

1 Лицедейство — отличный способ развития навыка у детей оставаться спокойными, когда их дразнят или когда они становятся объектом насмешек.

2 Объясните своему ребенку, что этот способ можно применить к различным проблемам.

1 Измените детали применительно к вашему ребенку.

1 Немного юмора может помочь разрядить напряженность.

1 Если вы рассказываете это сразу обоим детям, рекомендуется подобрать имена, сходные по звучанию с их именами. Это позволяет им чувствовать себя героями рассказа.

1 Обычно детям кажется, что к ним относятся несправедливо, в отличие от их брата или сестры.

2 Для детей было бы своего рода откровением признать, что они испытывают те же самые чувства.

1 Такой позитивный отклик, говорящий об уверенности в способности детей найти решение, гораздо более полезен, чем негативный, вроде: “Вы вечно деретесь, вы обе совершенно безнадежны, вы никогда ничему не научитесь” и т.д.

1 Предоставление детям возможности самим выбирать решение проблемы не только приучает их пользоваться этим методом в дальнейшем, но и стимулирует их самостоятельность и уверенность в своих способностях.

1 Измените детали рассказа применительно к своему ребенку.

1 Дети алкоголиков часто боятся приглашать друзей к себе домой.

1 Дети алкоголиков часто считают себя ненормальными, изолированными от остальных детей из-за обстановки у себя дома.

2 Большинство детей тяжело переживает, когда их унижают или оскорбляют в присутствии друзей.

1 Такие заявления сбивают детей с толку. С одной стороны, признается, что что-то неладно, а с другой, это отрицается.

1 Чувство бессилия обычно для детей алкоголиков.

2 Физическое насилие в семье вызывает ужас у детей.

1 Дети алкоголиков склонны идеализировать другие семьи и считать, что проблемы существуют только у них.

2 Многие дети алкоголиков стараются приглушить все чувства, как хорошие, так и плохие. Это может уберечь их от нестерпимо-болезненных эмоций, но, в то же время, лишает их возможности насладиться радостными, положительными эмоциями.

3 Дети алкоголиков, которых нередко приучают хранить тайну, и которые постоянно убеждаются в непредсказуемости поведения алкоголика, часто с трудом доверяют людям.

1 Измените эти детали, приведя их в соответствие с окружением вашего ребенка.

2 Это объясняет желание Энни научиться расслабляться, что поможет ей чувствовать себя лучше и получить больше удовольствия от прожитого дня.

1 Приведите эти события в соответствие с ситуацией, в которой находится ваш ребенок, чтобы он воспринял их как пережитые им самим.

1 Такой отклик дает ребенку возможность почувствовать, что его слушают и понимают. Это настраивает его прислушаться к вашим словам и советам.

2 Это вселяет в ребенка надежду — по крайней мере, остаток дня не будет потерян впустую.

3 Грустные ситуации Эндреа аналогичны тем, в которых оказывается Энни. Это помогает ребенку легко почувствовать себя на месте Энни. Здесь тоже моделируйте ситуации в соответствии с опытом своего ребенка.

1 Дети любят все особенное и волшебное; это сразу их привлекает.

2 Здесь рассказы об Энни и Эндреа переплетаются, и это будет продолжаться до конца. Это двойное переплетение делает рассказ еще более интересным для ребенка.

1 Пауза в этом месте даст вашему ребенку возможность подумать о том, какого цвета будет ковер. Если в этом рассказе вы встретите многоточие, сделайте небольшую паузу прежде, чем продолжить рассказ.

1 Здесь подключается элемент осязания — какой он на ощупь... и т.д.

1 Здесь подключается слуховое ощущение: что ты слышишь, как это звучит и т.д.

1 Хомячки или другие животные, которых любит ваш ребенок, — своего рода небольшой подарок для него, чтобы он получил большее удовольствие.

2 Пусть ваш ребенок знает, что он может повторить этот прием в другое время, когда ему нужно будет расслабиться.

1 Подчеркните, что это чувство расслабления у него сохранится, даже если он уже не будет прибегать к фантазии.

2 Это особенно полезно когда вашему ребенку предстоит что-то чреватое стрессом или другими неприятностями.


1 Чрезмерно высокий рост — проблема, беспокоящая преимущественно девочек. Поэтому далее речь пойдет только о них.

1 Варьируйте детали рассказа, применительно к окружению вашего ребенка.

2 Дети, боящиеся чудовищ в темноте, прибегают к разного рода хитростям, чтобы отсрочить время сна.

1 На этом заканчивается первая часть рассказа. Здесь можно прерваться.

2 Художественные занятия помогают ребенку выразить свои переживания, вызванные чудовищами, и обрести чувство власти над ними.

1 Это позволяет ребенку видеть свои “чудовища” в ином свете.

1 Роли поменялись: Энни — хозяйка положения, чудовище покорено.

2 Чем более жалким выглядит чудовище, тем более сильным и уверенным в себе чувствует себя ребенок.

1 Энни теперь берет чудовище под свое покровительство и дружески наставляет его — обратный поворот от ситуации в начале рассказа.

1 Варьируйте детали применительно к вашему ребенку. Если хотите, вместо Саманты Старр можно “задействовать” суперзвезду, смешного литературного героя или человека, которого обожает ваш ребенок.

1 Ночевки в лагерях, у друзей и т.д. часто бывают источником большого беспокойства для детей, страдающих энурезом. Обычно они стараются избегать их любой ценой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: