Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад. Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные, они жадно совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались и кричали друг на друга. Пророк сказал: «Это – Ад» и повел в другой зал. Там было тихо, такой же котел и такие же ложки, но почти все были сыты, потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга. Пророк сказал: «Это – Рай».
Основные функции семьи:
- Воспитательная. Основная задача – обеспечить социализацию подрастающего поколения.
- Хозяйственная – служит удовлетворению материальных потребностей.
- Эмоциональная – удовлетворяет потребности в симпатии, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке.
- Важнейшая функция духовного общения.
- Функция социального контроля позволяет обеспечить выполнение социальных норм, таких как забота, помощь больным, пожилым, детям.
- Сексуально-эротическая – служит удовлетворению физиологических потребностей и биологическому воспроизводству.
Как и в любом процессе взаимодействия, в семейных отношениях существуют причины, мешающие реализации основных ее функций. Это могут быть личностные особенности ее членов, различия в характере, темпераменте, ценностных ориентациях. Причиной нарушений может явиться стиль взаимоотношений, к которому привыкли члены семьи и уровень их сплоченности. Не менее важным для формирования благоприятного климата в семье имеют условия жизни.
Следует особо выделить факторы, которые могут привести к нарушению одной из самых важных функций семьи – воспитательной. Прежде всего – это педагогическая и психологическая неграмотность родителей или родственников, окружающих своей заботой и вниманием ребенка. В не меньшей степени, как было сказано выше, влияют негативные взаимоотношения между родителями, их высокая конфликтность, и как следствие – неполный состав семьи. Иногда причиной разногласий в вопросах воспитания детей является вмешательство со стороны родственников.
В своем развитии семья проходит ряд этапов. На стадии зарождения семьи происходит психологическая и сексуальная адаптация молодых людей. Решаются социальные проблемы, связанные с приобретением жилья, имущества, накоплением стартового капитала. На этом этапе вырабатывается особый, принятый именно в данной семье стиль взаимоотношений. Следующий этап – рождение детей, который часто сопровождается эмоциональным остыванием вследствие высоких нагрузок и перенапряжения, а также трудностями, связанными с воспитанием. На новый, качественно иной уровень переходит семья, когда дети вырастают и покидают родительский дом. Благополучный переход на этот этап во многом зависит от того, какова духовно-нравственная атмосфера, сформировавшаяся в семье к этому времени.
Каждая семья в своем развитии проходит несколько кризисных периодов, которые могут привести к ее распаду. По статистике они чаще всего возникают к концу первого года семейной жизни, между тремя и семью годами существования семьи и между 17 и 25 годами с начала ее зарождения. Устойчивость семей специалистами объясняется по-разному.
- Семьи, умеющие решать проблемы. Супруги опознают проблему, осознают ее и умеют найти наиболее подходящее решение для ее устранения.
- Семьи, умеющие приспособиться к неблагоприятным условиям. Супруги проявляют гибкость во взаимоотношениях, очень сплоченны, как правило, не придерживаются строгой ролевой регуляции.
- Семьи с латентными нарушениями. Спорадически возникающие конфликты вследствие нарушения взаимопонимания быстро разрешаются, благодаря умеренному уровню конфликтности и умению избегать давления на «слабые места».
Назовем еще ряд возможных причин нарушения общения в семье, которые могут привести к ее распаду.
– Несходство установок, которое выражается в несовпадении вкусов, наличии диаметрально противоположных личных интересов, неумении проводить свободное время и т. п.
– Использование в общении между супругами упреков, обвинений, угроз, скандалов, постепенно разрушающих даже самую дружественную атмосферу. Такое поведение порождает тревожность, чувство незащищенности и непонимания.
– Утрата смысла жизни на каком-либо из этапов, вследствие чрезвычайных обстоятельств.
– Особое состояние психологического дискомфорта, определенное Виктором Франклом[38] как ноогенный невроз[39], разновидностью которого является «невроз выходного дня».
...Движущая сила в жизни человека (деятельности, поведении), его психология определяется по Франклу волей к смыслу, т.е. стремлением к смыслу собственного существования… Утрата смысла собственного существования ведет к ноогенной, или экзистенциальной фрустрации. Озабоченность и даже отчаяние человека является духовным страданием, но ни коим образом не психическим заболеванием. Поиски смысла существования или сомнение в нем не порождают болезнь, это лишь кризис роста и развития человека. Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечением и сознанием, а из моральных конфликтов, из конфликтов между ценностями, из духовных проблем.
Для укрепления душевного здоровья человеку необходимо напряжение между тем, что достигнуто, и тем, что он еще должен осуществить; или тем, что он есть, и тем, чем он должен стать.
...В XX веке увеличилось свободное время, многие не знают, что с ним делать. Шопенгауэр писал: «Человечество осуждено колебаться между лишениями и скукой». Скука, по Франклу, – это форма проявления экзистенциального вакуума. Депрессии выходного дня или ноогенные неврозы возникают из-за осознания пустоты и бессмысленности жизни, а это порождает алкоголизм, стремление к обогащению, сексуальную гиперактивность и т. п.
Еще несколько столетий тому назад англичане утверждали, что глупо считать временное опьянение страстной любовью достаточным основанием для принятия решения о заключении брака. Но соблюдение ряда условий увеличит вероятность того, что супруги счастливо проживут в браке и он не распадется. Исследованиями Д. Майерса (1995) и др. установлено, что люди обычно остаются в браке, если они:
– стали супругами в возрасте не моложе 20 лет;
– оба выросли в стабильном доме с двумя родителями;
– встречались в течение длительного периода времени до женитьбы;
– хорошо обеспечены и примерно с одинаковым уровнем образованием;
– имеют хорошую работу и стабильный доход;
– живут в маленьком городке;
– не имели сожителя и не забеременели до брака;
– верующие;
– одного возраста, вероисповедания и образования.
Для улучшения взаимопонимания молодым супругам полезно обращать внимание на нормы и обычаи, принятые в их родительских семьях. Это поможет понять, какое поведение ждет один партнер от другого и какие критерии оценки тех или иных поступков использует каждый из них. Реальный источник конфликтов – несоответствие идеалу. Столкнувшись со значительными рассогласованиями между реальным партнером и тем образом, который они себе нарисовали, молодые супруги зачастую оказываются не в силах справиться с разочарованием, скорректировать собственное поведение, изменить свой идеал и вынуждены расстаться.
Жизненные роли супругов в будущей семье во многом определены тем, как складывались отношения между ребенком и его родителями. Выбрав оптимальную для себя модель поведения в детстве, они автоматически переносят ее в свою взрослую жизнь.
Мужчина–сын: как правило, недостаточно самостоятелен, психически и физически инфантилен, часто зависим, склонен к капризам, конформен. Имеет тенденцию искать жену старше себя, поскольку чувствует себя уверенней, надежней и уютней, если рядом опытный и практичный человек.
Мужчина–отец: чаще покровительствующий, наставляющий, обучающий. Ценит женственность, понимаемую им как слабость и отзывчивость на его желания, способность восхищаться им и угадывать его вкусы. Предпочитает женщин, ориентированных на подчинение своих интересов семье и полностью «растворяющихся» в муже.
Женщина–дочь: очень капризна, инфантильна, до старости неприспособлена и беззащитна. Идеальный муж для нее – человек зрелый, значительно старше по возрасту и опытности. В его присутствии она ощущает себя маленькой, слабой и беззащитной.
Женщина–мать: всегда рассудительная, сильная, особенно любит больных, неудачливых, слабых. Способна ободрить, воодушевить и поддержать в трудной ситуации.
Интересные психологические зарисовки национального характера жителей Таиланда были сделаны в свое время знаменитой американской исследовательницей Рут Бенедикт. По характеру поведения в семье она разделила тайских женщин на следующие типы:
1. «Младшие сестры»: верны и нежны, с трепетом ждут улыбки мужа в качестве награды за свое любовное к нему отношение. Делают все, чтобы исполнять желания любимого. Собственные импульсы и настроение подавляются.
2. «Старшие сестры»: стараются не создавать поводов для скандала, внимательно следят за внешним видом своего мужа. Если что-то в его поведении не нравится, то жены терпеливо ждут случая, когда можно будет указать на недостатки.
3. «Матери»: постоянно ищут случая порадовать сердце мужчины, для которого живут, мечтают увидеть в нем образец для подражания и ради этого готовы жертвовать собой.
4. «Друг»: стремится добиться равного положения с мужем любой ценой. Если у мужа плохой характер, она воспитывает в себе те же качества. Готова спорить по любому поводу и все, что говорит и делает муж, она воспринимает критически. Муж должен найти подход к своей жене, чтобы получить ее помощь и поддержку, а иначе отказ будет решительным и категоричным.
5. «Грабитель»: единственное желание при выходе замуж – овладеть кошельком мужа, которого она хочет превратить в раба.