В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100 Экономика, профиль «Финансы и кредит» оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Итоговая государственная аттестация выпускников включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный междисциплинарный экзамен.
Цель государственного экзамена по направлению подготовки 080100 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» состоит в том, чтобы проверить и оценить фундаментальные знания студентов по базовым дисциплинам основной образовательной программы, таким как: «Бюджетная система РФ», «Страхование»; «Инвестиции»; «Инвестиции и инвестиционное проектирование»; «Финансы»; «Государственные и муниципальные финансы»; «Финансы организаций (предприятии)»; «Международные валютно-кредитные отношения»; «Рынок ценных бумаг»; «Деньги, кредит, банки»; «Основы финансовых вычислений»; «Международные финансовые рынки»; «Теория и практика финансового оздоровления предприятия»; «Финансовый менеджмент»; «Банковское дело»; «Управление финансовыми рисками». Выпускник на государственном междисциплинарном экзамене должен:
- показать глубину общепрофессиональных и специальных знаний по различным аспектам планирования и прогнозирования крупномасштабных хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях рыночной экономики;
¾ уметь:
¾ рассчитывать основные параметры баланса доходов и расходов государства, бюджета региона;
¾ определять показатели объема и структуры государственного долга;
¾ намечать пути развития системы финансовых отношений;
¾ анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
¾ определять перспективные сегменты рынка ценных бумаг;
¾ анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия решений по инвестированию;
¾ осуществлять поиск информации необходимой для инвестирования; использовать знания по теории рынка ценных бумаг в своей практической деятельности;
¾ видеть перспективы и тенденции развития финансового и фондового рынка;
¾ читать баланс банка;
¾ анализировать структуру пассивных и активных операций банка;
¾ рассчитывать экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков;
¾ определять кредитоспособность заемщика;
¾ составлять кредитный договор;
¾ оценивать деятельность коммерческого банка по показателям надежности, устойчивости, ликвидности, платежеспособности и доходности;
¾ при анализе денег, кредита, банков выявлять принципы исторической преемственности экономических категорий, их определенной модификации и эволюции;
¾ анализировать кредитоспособность заемщика, возможность предоставления ссуды и контроля за выполнением кредитного договора.
¾ владеть:
¾ знаниями о функционировании международных финансах и международных финансовых организациях;
¾ знаниями о системе валютных курсов и расчетов;
¾ о платежном балансе страны, его показателях и методах их расчета;
¾ современными методами сбора, обработки и анализа экономических и политических данных;
¾ современными методами фундаментального и технического анализов; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
¾ навыками анализировать структуру пассивных операций коммерческого банка;
¾ навыками управления пассивами коммерческого банка;
¾ навыками анализировать активы коммерческого банка;
¾ навыками управления активами коммерческого банка;
¾ навыками управления ликвидностью, рискованностью и прибыльностью коммерческого банка;
¾ методами денежно- кредитной политики ЦБ;
¾ основами взаимосвязи учетной политики, операций на открытом рынке, изменением норм обязательных резервов.
Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.