Инновационная деятельность и её роль в хозяйственной практике

Как показывает мировой опыт, устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства, от масштабов инновационной деятельности, которая связана с разработкой, внедрением, использованием новшеств. Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Следовательно, инновационная деятельность объединяет в себе и производство, и обмен, и потребление, охватывает многие сферы экономики, науку, технику, управление. Й. Шумпетер определил инновационную деятельность как «превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях». Основной целью инновационной деятельности является создание, накопление и развитие научно-технического потенциала субъекта хозяйствования, обеспечивающее его конкурентоспособность, экономическую безопасность и развитие.

М. Портер выделяет 4 стадии (источника) конкурентного развития страны: развитие на основе факторов производства (ресурсов), развитие на основе инвестиций, развитие на основе накопленного в ходе исторического развития богатства и развитие на основе инновационной деятельности. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников развития. Приоритет должен быть отдан развитию на основе активной инновационной деятельности в области базовых наукоёмких отраслей народного хозяйства. В этом случае факторы производства и инвестиции являются средствами достижения инновационных целей. Промышленно развитые страны, сделавшие инновации приоритетным источником развития, занимают передовые позиции в мире по всем показателям развития экономики. Доля инновационно активных предприятий в развитых странах достигла 80 %, в то время как в России – 5 – 6 %.

На рубеже 90-х годов возникла так называемая новая экономика, или «экономика, основанная на знаниях». Её отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы. Производство, распространение и использование знаний составляют основу новой экономики, а её инфраструктурой является всемирная информационная сеть. В начале 80-х годов индекс Доу-Джонса, один из показателей деловой активности, стал показывать возрастающий отрыв рыночной стоимости компаний от стоимости реальных активов (зданий, сооружений, оборудования, запасов). Обратив на это внимание, экономисты ввели коэффициент Тобина – соотношение рыночной цены компании к цене замещения её реальных активов. Разрыв между этими показателями стали называть невидимыми активами, интеллектуальным капиталом, организационными возможностями. Под этими понятиями скрываются вложения в НИОКР, торговая марка, интеллектуальная собственность, квалификация персонала, внутрифирменная культура и т.п., т.е. различные формы знания. Конкурентное преимущество лидеров новой экономики сводится к грамотному использованию знаний, как внутрифирменных, так и существующих в окружающей среде [19, с. 42]. Таким образом, в центре внимания оказываются нововведения, которые оцениваются не с позиций технологического совершенства, а с точки зрения деловой стратегии. «Наивысшую стоимость приносят инновации, создающие новые рынки. Мудрость новой экономики – не гнаться по узкой тропе, расталкивая соперников локтями, а выбирать те маршруты, по которым стоит бежать» [19, с. 43].

Высокая оценка фондовым рынком интеллектуальных активов означает широкое рыночное признание знаний даже на ранних стадиях инновационного цикла, на стадии формирования инновационной концепции, т.е. до выхода нововведения в форме новой продукции или услуги.

Ключевыми слагаемыми новой экономики являются предпринимательство, технологии и финансовые ресурсы.

Динамичность малого предпринимательства стала характерной для всех развитых стран. Это оказалось возможным благодаря стимулирующему воздействию государства, росту платежеспособного спроса, повышению эффективности мелкосерийного и индивидуального производства, развитию высшего образования, изменению общественного климата, поощряющего деловую инициативу.

Кроме того, на рубеже ХХ – ХХI веков происходит интенсивное накопление новых знаний. По оценкам ряда науковедов, 90 % мирового научного знания создано после 1970 г. Скорость диффузии этих знаний и новых технологий, основанных на них, возросла более чем в 10 раз за минувшие 100 лет.

Разработка и распространение механизма венчурного финансирования позволила снять финансовые ограничения при коммерциализации инноваций и повысить отдачу вложенных средств.

Исследования М. Портера и Г. Бонда свидетельствуют, что увеличение на 10 % финансирования НИОКР частными компаниями приводит более чем к 15 %-ному росту национальной инновационной способности [36].

Основным параметром новой экономики становится скорость, быстрота выполнения инновационного процесса. Инновационная стратегия в новой экономике означает необходимость выхода на рынок с нововведениями до появления рыночных сигналов насыщения спроса на заменяемую продукцию, по мере возникновения технологических возможностей. А поскольку источники технологических идей часто находятся вне компании, возрастает ценность взаимодействия, контактов между различными структурами. В результате этого происходит укорачивание жизненного цикла продукции, усиление конкуренции. Поэтому меняется экономическая роль процесса нововведений.

В первые послевоенные десятилетия успешное нововведение позволяло получать в течение определённого периода времени сверхприбыль за монополию на знания. В современных же условиях с ростом научно-технического соперничества нововведения становятся главным фактором выживания. Снижение нормы прибыли должно теперь служить сигналом крупных инвестиций в инновации. «Остановка в научно-техническом развитии становится синонимом огромных финансовых потерь» [19,с. 6].

При этом издержки, связанные с созданием нововведений, рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения.

Таким образом, инновационная деятельность оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны и отдельные хозяйствующие субъекты (см. табл. 1.2)

Таблица 1.2

Значение инновационной деятельности

Национальная экономика Предприятие (организация)
1. Изменяется структура экономики. 1. Позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям.
2. Улучшаются макроэкономические показатели. 2. Способствует росту качества продукции и более полному удовлетворению запросов потребителей.
3. Появляются новые типы организаций. 3. Является условием выживания в конкурентной борьбе и источником развития.
4. Укрепляются взаимосвязи между структурными элементами экономики. 4. Способствует поддержанию высокой эффективности производства.
5. Развивается культура, повышается уровень образования населения. 5. Улучшает финансовые результаты.
6. Повышается жизненный уровень населения, растёт качество жизни. 6. Улучшает имидж предприятия, по
Продолжение табл.1.2
вышает его конкурентный статус.

7. Активизируется международное сотрудничество, растёт международный авторитет страны. 7. Укрепляет партнёрские взаимосвязи.
8. Растёт конкурентоспособность экономики. 8. Совершенствуется организационная структура.
9. Повышается квалификация персонала.
10. Растёт производительность труда.

В основах научно-технической политики Российской Федерации в области науки и технологий на период 2002 – 2010 гг. и дальнейшую перспективу поставлена задача перевода российской экономики на преимущественно инновационный путь развития.

Однако хозяйственные условия в России сегодня резко отличаются от условий развитых государств.

Валовой внутренний продукт в 90-е годы сократился более чем в 2 раза, средняя степень износа основных фондов промышленных предприятий достигла 75 – 80 % (за рубежом – 25 %). Общепризнанный порог экономической безопасности составляет по этому показателю 50 %. Доля собственных средств предприятий, направляемых на воспроизводство, не превышает 2 % стоимости основных средств (за рубежом 20 – 30 %). Расходы на науку составляют немногим больше 1 % ВВП (за рубежом – более 2 %). Сократилась численность занятых в сфере науки почти в 3 раза. Резко снизились объёмы бюджетного финансирования науки. На большинстве промышленных предприятий используют устаревшие технологии, что обусловливает низкую производительность труда (уровень производительности труда в российской промышленности по различным оценкам 2 – 10 раз ниже, чем в американской).

Без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности, практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющие высокую степень наукоёмкости и новизны. Поэтому на рынке высоких технологий доля Росси составляет около 0,3 % (США – 39 %, Япония – 30 %, Германия – 16 %). Именно стратегическая линия инновационного промышленного роста является основой национальной конкурентоспособности.

Текущая конкурентоспособность российской промышленности показана в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Конкурентоспособность российской промышленности по критериям производственного предпринимательства [22, с. 30 – 31].

Критерии Оценка
США ЕС Россия Юго-Восточная Азия
Капитал: - предложение инвестиционных ресурсов для воспроизводства; - предложение инвестиционных ресурсов для нововведений; - предложение инвестиционных ресурсов в расширении прав промышленной собственности, «ноу-хау».        
Технология: - конкурентоспособность базовых технологий производства; - наличие современных средств производства и сбыта; - мировая конкурентоспособность товаров и продуктов.        
Труд: - наличие трудовых ресурсов; - уровень профессиональной подготовки; - адаптация к современным рыночным условиям.        
Сырьевые ресурсы: - наличие сырья, энергии; - возможности использования альтернативных ресурсов.        
Менеджмент: - менеджерские «ноу-хау»; - ориентация управления на рынок; - коммуникации в сфере производства.        
Рыночная структура: - маркетинговые ноу-хау; - развитие финансового рынка; - развитие товарных потоков; - инфраструктура рынка.        
Общая оценка (средняя) 9,27 8,83 4,16 6,0

Примечание: 1 – низшая оценка; 10 – высшая оценка.

Включение российских предпринимателей (фирм) в глобальный инновационный процесс должно происходить по двум направлениям:

- привлечение прямых зарубежных инвестиций вместе с новейшими технологиями и «ноу-хау»;

- выход с собственными разработками, защищёнными патентами, в мировой корпоративный бизнес по конкретному товару с возможностью получить производственный и рыночный опыт.

В связи с этим определённый интерес представляет последовательность инновационного развития, известная как парадигма «летящих гусей» японского учёного К. Акамацу [35]:

- новый продукт поступает в российскую экономику через импорт;

- налаживается отечественное производство продукта для удовлетворения, растущего внутреннего спроса;

- излишки нового продукта идут на экспорт.

Опыт развивающихся азиатских стран доказал перспективность такой модели перехода экономики на инновационный путь развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: