М-80
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Кемеровского Государственного Университета
Рецензенты:
Доктор психологических наук, профессор
зав. кафедрой психологии НГПУ, В. Г. Леонтьев
Кандидат педагогических наук
зав. лабораторией психодиагностики ЦНО КемГУ Л. Г. Субботина
Морозова И. С.
М-80 Психология когнитивного развития: Учебное пособие / Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 132 с.
ISBN 5-8353-0261-4
Учебное пособие дополняет и развивает темы курсов «Психология учебной и познавательной деятельности» и «Когнитивная психология» для студентов специальности «Психология», а также курса «Возрастная психология» для студентов специальности «Социальная работа». В нем представлены позиции зарубежных и отечественных психологов по методологическим проблемам развития когнитивных процессов на различных возрастных этапах. В пособии раскрываются наиболее важные теоретические, методические и практические вопросы, изучение которых поможет профессиональному становлению психолога в образовании.
|
|
Материалы предназначены для студентов 3-5 курсов психологических факультетов, слушателей курсов ФППК, школьных психологов.
ББК Ю 983.51я73 + 983.7я73
ISBN 5-8353-0261-4
Ó Морозова И.С., 2003
Ó Кемеровский госуниверситет, 2003
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель пособия – структурировать основные положения теории развития когнитивных процессов, рассмотреть их с точки зрения использования в практической деятельности. В каждой главе пособия дается краткое изложение основных понятий и закономерностей когнитивного развития и рассматриваются вопросы, связанные с учетом отдельных психических процессов в организации экспериментального исследования.
Исследования в области когнитивного обучения направлены на изучение возможностей улучшения когнитивной деятельности индивида с помощью особых программ образования. Хотя эти исследования еще недостаточно продвинулись, на практике постоянно констатируют важность развития методов образования, целью которых является когнитивное развитие. Это направление в педагогике, ограниченное на протяжении многих лет в основном специальным образованием, в дальнейшем, точнее, с тех пор, как предпринимаются попытки помочь людям с трудностями в обучении, охватило весь комплекс школьного и профессионального образования. Основная цель всех методов когнитивного обучения заключается в развитии интеллекта, точнее, всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям.
|
|
Итак, по своим целям обучение является когнитивным. Следует отметить, что оно является таковым и по своим средствам. Практики обычно говорят о «методах когнитивного обучения», когда речь идет о возможности облегчить когнитивное развитие и когнитивную деятельность субъекта без особых недостатков в умственном развитии, и о «методах когнитивной коррекции», когда предполагается восполнить дефицит, вызванный факторами, препятствовавшими этому когнитивному развитию и выполнению той или иной деятельности.