Ход работы. Во время экскурсии по городу (ее следует проводить в сентябре или в конце мая) студенты срезают по 20-25 листьев каждой дре- весной породы с деревьев

Во время экскурсии по городу (ее следует проводить в сентябре или в конце мая) студенты срезают по 20-25 листьев каждой дре-
весной породы с деревьев, растущих в разных экологических усло-
виях, складывают в пакеты, а затем засушивают между листами
газетной бумаги в лабораторных условиях. Это дает возможность
провести работу в зимний период.

Установление переводного коэффициента основано на сравне-
нии массы квадрата бумаги с массой листа, имеющего такую же дли-
ну и ширину. Для этого берут бумагу (лучше в клеточку) и
очерчивают квадрат, равный длине и ширине листа, а затем акку-
ратно обрисовывают его контур. Вычисляют площадь квадрата бу-
маги, вырезают и взвешивают его, затем вырезают контур листа и
также взвешивают.

Из полученных данных вычисляют переводной коэффициент по формулам 1 и 2:

где:

К - переводной коэффициент,

S - площадь листа (л) или квадрата бумаги (кв),

Р - масса квадрата бумаги или листа.

Вычисление коэффициента производится на основании изме-
рения 7-8 листьев. Таким же расчетом он устанавливается отдель-
но для каждого вида растений. Например, он может быть равен для березы-0,64; для яблони - 0,71-0,72; для тополя - 0,60-0,66.

Затем измеряют длину (А) и ширину (В) каждого листа и умно-
жают на переводной коэффициент (К):

Получаем ряд значений изменчивости площади листьев для каждой древесной породы в разных экологических условиях. Для каждого ряда. вычисляют среднеарифметические величины, сравнивают между собой

Изменчивость площади листьев у древесных пород в разных экологичес- ких условиях: А - «чистая» зона пригородной территории или окраины города, Б- загрязненная зона центральных улиц.

В случае большой выборки строят вариационные кривые встре-
чаемости листьев определенной площади в разных условиях среды
'При этом все ряды по площади листьев разбивают на классы от
самого маленького листа до самого большого с одинаковым шагом
между классами. На рисунке кривые построены для 8 классов. В учебг
ной работе при наличии 25 листьев достаточно 5 классов. Соответ-
ственно по каждому классу производят определение встречаемости.
Кривые сравнивают, делают выводы относительно различий в из-
менчивости площади листьев в зависимости от экологических ус-
ловий. Устанавливают разницу в диапазоне изменчивости для
маленьких и больших листьев. В примере, приведенном на рисунке,
влияние изменения экологических условий сказывается сильнее на
листьях большего размера.

Литература:1, 4, 26, 33


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: