Что есть Я

Философские вопросы:

¨ Что есть истина?

¨ Что есть я?

¨ Что есть мы?

¨ Каково отношение между я и мы?

¨ Что есть оно - мироздание?

¨ Каково отношение между мы (я) и оно?

Иначе говоря, философия отвечает на вопрос: “что поистине есть я и каково моё истинное отношение к окружающему меня истинному миру, т.е. к "мы" (общество) и к "оно" (мирозданию) - в отличие от всего неистинного”.

Можно говорить также о таких пяти философских проблемах, как

¨ Проблема человека,

¨ Проблема отношения человека к природе,

¨ Проблема самой природы,

¨ Проблема отношения человека к обществу,

¨ Проблема самого общества.

Проблема человека - наиважнейшая. При этом необходимо ещё раз отметить, что вопросы всегда больше ответов. Вопросы вечны - ответы преходящи. Они зависят от личности философа, от уровня его знаний и даже от его темперамента, от его положения в обществе, от его эпохи и её уровня знания, от властных структур, которые превозносят одних философов и умаляют, а то и уничтожают других (разница в судьбах трех доминиканских монахов: Фома Аквинский, Джордано Бруно, Томазо Кампанелло) Некоторые определения предмета философии.

Константин (в монашестве Кирилл), один из двух братьев, создателей первой славянской письменности (для славянской Моравии) в 9 в.: “знание вещей божественных и человеческих, насколько может человек приблизиться к Богу, что учит человека делами (своими) по образу и подобию сотворившего его».

Гегель о философии:

“философия есть объективная наука об истине, наука о её необходимости, познание посредством понятий, а не мнение и не тканьё паутины мнений”

“... характерная черта философии... Она исследует то, что обыкновенно считается известным”

“...философия... Наиболее враждебна абстрактному и ведет нас обратно к конкретному”

“философия... Есть развивающаяся система...”

“... Философия есть свободная, бескорыстная деятельность...”

“философию можно... назвать чем-то вроде роскоши...”

“...философию в собственном смысле, т.е. мысль, опирающуюся на самое себя...”

“мы определили понятие философии как мысль, которая в качестве всеобщего содержания есть всё сущее”

С.Трубецкой:

“...философия, как бы мы её ни определяли, стремится к универсальному, целостному миропониманию; умозрение ищет конечной системы знания, объяснения начала и конечной причины нашего бытия” (2).

М.И.Владиславлев:

“понятие философии можно определить с двух сторон: а) как исторический факт, развивающийся в пространстве 2500 лет; с этой стороны мы постараемся уяснить себе, как в разное время было понимаемо философское дело, к чему стремились люди, какие задачи они себе представляли;

б) философию мы можем определить догматически: при этом определении выразится наш субъективный взгляд на философию (М.И.Владиславлев. Лекции по истории философии. Спб., (1885). Литографическое издание. С.3)

Л.М.Лопатин:

“мы только такое произведение назовем философским, в котором отыщем какие-нибудь определенные идеи о познаваемости действительности в её целостности, о нашем собственном существовании и в котором эти идеи представлены в качестве выводов из логических размышлений...” (Лопатин Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в императорском московском университете в 1900-1901 гг. МГУ, 1998г).

: «Философия теоретически и абстрактно определяет отношение живого (биология), обладающего психикой (психология), чувствующего (искусство), мыслящего (логика), познающего (гносеология), общественного (социология), хозяйственного (экономика и экология), стремящегося к благу (агатология) ЧЕЛОВЕКА (антропология), к неживой и живой природе (физика, химия, биология), к самому себе (субъективная этика), к другому (объективная этика),ЧЕЛОВЕКА, стремящегося жить прекрасно (эстетика), нравственно (этика), ценностно (аксиология» (А.Н. Чанышев Из конспекта лекций по истории древнегреческой философии на филологическом факультете МГУ в 1 семестре 2003г).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: