Социализация как специфическая черта человеческого общества. Понятие социализации. Основные формы реализации: спонтанная, целенаправленная.
Интернализация и идентификация как спонтанные механизмы социализации.
Образование, воспитание, обучение как целенаправленные механизмы социализации.
Типы социализации: первичная, вторичная. Агенты и институты социализации.
Объект и субъект процесса социализации. Основные этапы процесса.
Проблема десоциализации и ресоциализации личности.
Особенности правовой социализации личности. Основные агенты правовой социализации. Роль спонтанных и целенаправленных механизмов в процессе правовой социализации подрастающего поколения.
Правовая социализация молодёжи России в контексте общего процесса социализации: общесоциальные и «возрастные» проблемы.
Тема 6. Девиантное поведение
Девиантное поведение: сущность, виды. Особенности маргинального поведения. Понятие социальной нормы. Анормативное поведение. «Положительная» и «отрицательная» девиация. Делинквентное и криминальное поведение как разновидности отклоняющегося поведения.
Признаки отклоняющегося поведения. Феномен маргинализации.
Основные теории девиации. Причины плюрализма мнений.
Биологические теории (теория «криминальных типов» Ч. Ломброзо; теория «конституционной предрасположенности» У. Шелдона, Ш. Глюк, Э.Глюк; этологический подход К. Лоренца).
Психологический подход к объяснению феномена девиации (теория психоанализа З. Фрейда, К. Юнга; теория аномальных психических состояний Х. Айзенка).
Социологический подход (теория структурного функционализма Э.Дюркгейма, Р. Мертона; теория интеракционизма Э. Х. Сазерленда, Г.Тарда, Г. Беккера, Э. Лемерта; современная теория конфликта Я. Тейлора, Дж. Янга, П. Уолтона).
Специфика молодёжного девиантного поведения в современном российском обществе.
Раздел III. Социология конфликта