Тема № 12-13. Синтаксис

7. Предмет синтаксиса.

8. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, ССЦ.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связанной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое – объединение предложений в связной речи.

В наше время связная речь осознана как специальный лингвистический объект; оформилась и активно развивается особая наука о связной речи – текстолингвистика, в центре которой находится понятие «связность речи».

Таким образом, синтаксические единицы состоят из компонентов, которые материально представлены высшими морфологическими единицами. Это дает основание рассматривать синтаксис как высший грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим.

Разные научные направления и концепции дают разные перечни синтаксических объектов. Наиболее очевидными и бесспорными являются следующие: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. В последнее время выделяется еще одна синтаксическая единица – синтаксема (Г.Золотова).

Давнюю стойкую традицию русской синтаксической науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц – СС и предложения. Истоки ее можно найти в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова.

СС и предложение как две определенным образом соотнесенные единицы синтаксиса выделяет А.А. Шахматов в книге «Синтаксис русского языка», первые две части которой соответственно называются «Учение о предложении» и «Учение о словосочетаниях». При этом как основу синтаксической системы А.А. Шахматов выдвигает предложение, так как оно характеризуется «соответствием законченной единице мышления», словосочетанию он отводит роль второстепенного конструктивного элемента предложен6ия.

Тема №3.

Связан с ранними русскими грамматическими трудами - «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, «Русская грамматика» А.Х. Востокова. Важнейшей частью синтаксиса рассматривалось учение о закономерностях и правилах соединения слов в связанные целые. Поэтому большое внимание уделялось описанию словосочетаний. Но это описание носило характер случайных наблюдений.

В связи с развитием синтаксической науки, а затем психологического направления изменилось понимание задач синтаксиса. На первый план было выдвинуто учение о предложении, понимаемом как выражение логического или психологического суждения. Изучение связей между словами стало строиться как учение о членах предложения. В крупнейших грамматиках середины 19 века нет разделов, посвященных учению о словосочетании («Историческая грамматика русского языка» Ф.И. Буслаев, «Из записок по русской грамматике» А..А. Потебня). Новый этап в разработке теории словосочетания связан с именем Ф.Ф. Фортунатова. Он выдвигает словосочетание в качестве центральной единицы синтаксиса. Словосочетанием он называет «то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения или выражение его части». Предложение для Фортунатова Ф.Ф. лишь один из видов словосочетания – «законченное словосочетание». Идеи Ф.Ф. Фортунатова были развиты в целом ряде работ последующих ученых. М.Н. Петерсон сделал попытку построить синтаксис как учение о словосочетании, не включая в него теории предложения. Словосочетание, по М.Н. Петерсону, - это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объема; СП рассматриваются как «соединения словосочетаний».

А.А. Шахматов считает предложение «законченным словосочетанием». Однако предложение – не просто разновидность словосочетания, а особая синтаксическая единица, которая может быть представлена и не словосочетанием, а одной словоформой. При описании СС он обращается только к словосочетаниям незаконченным».

Виноградов исходит из выдвинутого А.А. Шахматовым тезиса о существовании двух синтаксических единиц: СС и предложения. В книге «Русский язык» В.В. Виноградов пишет: «… понятие СС не соотносительно с понятием предложения… СС – сложное именование. Оно несет ту же номинативную функцию, что и слово».

Линию последовательного изучения СС продолжает Шведова Н.Ю.

Своеобразие подхода Шведовой Н.Ю. проявляется в следующем положении:

В ее толковании границы СС сужаются еще больше. Как СС рассматриваются лишь соединения слов с определенной формой другого слова, возникающие при системной семантически предсказуемой связи. Поэтому соединения типа Выписать газеты на заводе не рассматриваются как СС т.е. они «грамматически правильны, но семантически окказиональны, случайны».

Вместе с тем идея о существовании двух синтаксических единиц вызвала ряд возражений. В частности тезис о номинативности СС, а также понимание формы СС как формы главного слова.

В. В. Виноградов, а за ним Н.Н. Прокопович и Н.Ю. Шведова указали на комплекс признаков, отличающих СС от предложения, справедливо выделив как главный признак предикативности/непредикативности. Однако определение СС и установление границ учения о СС они строят не на основе данного признака, а опираясь на понятие «распространенного слова». При таком понимании в учение о СС включаются не все непредикативные конструкции, а лишь некоторые из них, учение же о предложении соответственно строится как анализ не только предикативных конструкций, но и непредикативных, например, основанных на сочинительных связях.

Двусоставными называются предложения, имеющие два грамматических состава: состав подлежащего и состав сказуемого.

Односоставными называются такие предложения, которые имеют один грамматический состав.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры, вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов, которые и без называния ясны из контекста или обстановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: