Сергеев Валерий Сергеевич 6 страница

Магнитные пускатели предназначены для автоматического и полуавтоматического дистанционного управления трехфазными электродвигателями и другими электроустановками мощностью до 100 кВт при напряжении питания до 660 В и частоте включения 600…1200 раз в час. Они выполняют следующие функции:

- коммутационные переключения (включение, отключение, реверсирование, торможение, переключение схемы соединения фаз);

- защиту от снижения или исчезновения напряжения (нулевая защита);

- защиту от небольших, но длительных перегрузок (при наличии электротеплового реле);

- защиту от самозапуска при кратковременном снятии напряжения (нулевая блокировка).

В то же время электромагнитные пускатели не защищают электроустановку от токов короткого замыкания.

Различаются электромагнитные пускатели по назначению, величине или габариту (передаваемой мощности), способу управления электродвигателем (реверсивные и нереверсивные), по роду защиты от окружающей среды (открытые, защищенные, пылеводонепроницаемое), наличию электротеплового реле, числу и роду блок-контактов, номинальному напряжению втягивающей катушки.

Основным элементом электромагнитного пускателя является силовой трехполюсный контактор с прямоходовой или откидной электромагнитной системой (рис. 8.1), которая состоит из катушки 6, сердечника 7 и якоря 8. В Ш-образной магнитной системе (рис. 8.2, а) втягивающая катушка 6 размещается на среднем керне сердечника 7.

При П‑образной форме сердечника (рис. 8.1, б) электромагнит выполняется в виде двух последовательно соединенных катушек. Якорь шарнирно соединен с изоляционной траверсой 5, на которой закреплены подвижные мостики главных контактов 4. Шток якоря опирается на пружины 2, служащие для смягчения ударов при замыкании магнитной системы включающегося пускателя.

Магнитная система пускателей переменного токасобрана из отдельных листов электротехнической стали. Так как катушка пускателя питается переменным током, в магнитопроводе возникает пульсирующий магнитный поток. Для устранения вибрации, износа якоря и подгорания главных контактов торец сердечника в области прилегания к нему якоря разрывают и часть его охватывают демпферным короткозамкнутым витком из меди или латуни. В короткозамкнутом витке переменный магнитный поток индуцирует э.д.с., и протекающий по нему ток создает свой магнитный поток, сдвинутый по фазе по отношению к основному. Таким образом, в воздушном зазоре возникают два магнитных потока, сдвинутых по фазе. Их сумма в любой момент не равна нулю, следовательно, сила притяжения электромагнита не уменьшается до нуля, что устраняет вибрацию магнитной системы.

Рис. 8.2. Устройство электромагнитных пускателей с прямоходовой Ш‑образной (а) и поворотно-рычажной П‑образной (б) магнитными схемами: 1 – основание; 2 – пружина;

3 – неподвижный контакт; 4 – подвижный контакт; 5 – траверса; 6 – катушка;

7 – сердечник; 8 – якорь; 9 – короткозамкнутый виток; 10 – мостик блок-контактов.

Ток катушки электромагнита переменного тока зависит главным образом от величины ее индуктивного сопротивления. В отключенном состоянии электромагнита воздушный зазор между якорем и сердечником велик, поэтому индуктивное сопротивление катушки мало. При включении в сеть по катушке протекает большой пусковой ток, в 10…20 раз превышающий значение рабочего тока при малом воздушном зазоре, вследствие чего при частых включениях катушка может перегреваться. Это обстоятельство ограничивает допустимую частоту включения электромагнитов переменного тока.

Контакты электромагнитных пускателей подразделяются на главные (силовые) и блок-контакты (блокировочные или вспомогательные). Главные контакты предназначены для замыкания и размыкания силовых цепей, по которым протекают токи нагрузки электродвигателей и других потребителей. Главные контакты, предназначенные для разрыва электрической цепи под нагрузкой, оснащаются дугогосящим устройством. Контакты без дугогосящих устройств применяются в основном для шунтирования пусковых и других сопротивлений (без разрыва электрической цепи). Блок-контакты бывают замыкающие и размыкающие, они предназначены для коммутирования цепей управления и сигнализации и поэтому рассчитаны на небольшие номинальные токи (6...10 А).

В качестве органов управления могут использоваться встроенные и внешние кнопки и переключатели, внешние командоконтроллеры и реле управления. Встроенные кнопки («Пуск» и «Стоп» на нереверсивных пускателях; «Вперед», «Назад» и «Стоп» на реверсивных, «Реле» для возврата электротеплового реле после его срабатывания) размещают на кожухе или оболочке электромагнитных пускателей защищенного и пылевлагонепроницаемого исполнений.

Реверсивные электромагнитные пускатели состоят из двух одинаковых контакторов, укрепленных на общем основании и электрически сблокированных (посредством размыкающих контактов) так, что предотвращается одновременное включение обоих контакторов. Кроме того, реверсивные электромагнитные пускатели могут иметь и механическую блокировку, которая предотвращает одновременное нажатие кнопок «Вперед» и «Назад».

По защищенности от воздействия окружающей среды электромагнитные пускатели бывают открытые (без кожуха или оболочки), защищенные, пыле­водонепроницаемые. Они рассчитаны для работы при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 °С и относительной влажности не более 90 %. Пускатели защищенного исполнения имеют металлический или пластмассовый кожух со съемной крышкой. Металлическая оболочка пускателей пылеводонепроницаемого исполнения имеет специальные резиновые уплотнения, предотвращающие попадание внутрь влаги и пыли.

В настоящее время еще используются устаревшие электромагнитные пускатели общепромышленного назначения серий ПМЕ, ПАЕ и ПА. Более широко используются электромагнитные пускатели серии ПМЛ и малогабаритные серии ПНВ (табл. 8.2). Контакторы серий ПМЕ, ПМЛ, ПМС, ПМА имеют прямоходовую Ш-образную или П‑образную электромагнитную систему, контакторы серий ПАЕ и ПА - поворотно-рычажную конструкцию (рис. 8.1, б).

В отличие от контакторов, которые всегда выпускаются с открытой схемой соединений, электромагнитные пускатели имеют собранную внутреннюю схему. Поэтому прежде чем присоединять внешние провода от сети, к электродвигателю и к кнопкам управления, необходимо ознакомиться с его внутренней схемой соединений.

Маркировка электромагнитных пускателей серий ПМЕ и ПАЕ расшифровывается следующим образом:

- первая цифра после буквенного обозначения серии - величину (габарит) по передаваемой мощности и силе тока главных контактов (табл. 8.2);

- вторая цифра - исполнение по защищенности от воздействия окружающей среды (1 – открытое, 2 – защищенное, 3 – пылебрызгозащищенное, 4 – пылевлагонепроницаемое);

- третья цифра – наличие реверса и электротеплового реле (1 – нереверсивный без электротеплового реле, 2 – нереверсивный с электротепловым реле, 3 – реверсивный без электротеплового реле, 4 – реверсивный с электротепловым реле).

Таблица 8.2. Основные технические данные электромагнитных пускателей

Величина пускателя                
Тип ПМЕ Iн, А      
Р, кВт      
ПАЕ Iн, А        
Р, кВт        
ПА Iн, А        
Р, кВт        
ПМА Iн, А        
Р, кВт        
ПМЛ Iн, А              
Р, кВт              
ПМС Iн, А            
Р, кВт            

Маркировка пускателей серии ПМА расшифровывается следующим образом:

- первая цифра обозначает величину по передаваемой мощности (табл. 1);

- вторая цифра обозначает исполнение по назначению, наличию электротеплового реле, автоматической позисторной защиты (АПЗ) или встроенной температурной защиты (УВТЗ): 1 – без реле, нереверсивный; 2 – с реле, нереверсивный; 3 – без реле, реверсивный с электрической блокировкой; 4 – с реле, реверсивный с электрической блокировкой; 5 – без реле, реверсивный с электрической и механической блокировками; 6 – с реле, реверсивный с электрической и механической блокировками; 7 – нереверсивный с АЗП; 8 – реверсивный с АЗП и механической блокировкой; 9 – нереверсивный с УВТЗ-1М; 0 – реверсивный с электрической и механической блокировками и УВТЗ‑1М.

- третья цифра – по степени защиты и наличию кнопок: 0 – IP00 без кнопок; 1 – IP40 без кнопок; 2 – IP54 без кнопок; 3 – IP40 с кнопками «Пуск» и «Стоп»; 4 – IP54 с кнопками; 5 – IP40 с кнопками и сигнальной лампой; 6 – IP54 с кнопками и сигнальной лампой.

- четвертая цифра (0…9) – исполнение по роду тока цепи управления (постоянный, переменный), напряжению главной цепи (380…660 В) и числу блок-контактов;

- следующие буквы и цифры обозначают климатическое исполнение (У, УХЛ, Т), категорию размещения (2…4) и исполнение по износостойкости (А, Б, В).

Тепловые реле служат для защиты электродвигателей от небольших, но длительных перегрузок (примерно до 50 % номинальной величины). Тепловые перегрузки могут возникнуть из-за прохождения по обмоткам токоприемника повышенных токов, перегрузок рабочего механизма по технологическим причинам, из-за тяжелых условий пуска под нагрузкой, длительного понижения напряжения сети, обрыва одной из фаз сети, повреждения рабочего механизма. Они вызывают ускоренное старение и разрушение изоляции, что приводит к коротким замыканиям и выходу из строя электродвигателей.

Основное требование к тепловой защите заключается в следующем: она должна срабатывать при перегрузках электродвигателя свыше 20 % в течение не более 20 минут с момента достижения установившейся температуры в результате нагрева номинальным током, который принимается по защитной характеристике электротеплового реле. Хорошо отрегулированное реле защищает трехфазный электродвигатель также от работы на двух фазах.

Основным рабочим органом электротепловых реле является термобиметаллическая пластина, способная изгибаться при нагреве. Она состоит из двух прочно соединенных между собой разнородных металлов, обладающих различными коэффициентами температурного расширения. В качестве термоинертного металла используются сплавы инвар ЭН‑36 или Н-42, в качестве термоактивного - сталь, латунь, константан.

По способу нагрева биметаллической пластины различают электротепловые реле с прямым, косвенным и комбинированным нагревом. В реле прямого действия нагрев биметаллической пластины происходит при прохождении по ней тока нагрузки (их называют также тепловыми расцепителями). В реле косвенного действия нагрев пластинки происходит от расположенного в непосредственной близости нагревательного элемента, выполненного из нихрома или константана. Комбинированный нагрев сочетает оба вышеназванных способа.

Температурный компенсатор выполнен из биметалла с обратным прогибом по отношению к основному термоэлементу. Благодаря компенсатору работа реле почти не зависит от окружающей температуры.

Широкое распространение получили электротепловые реле серий ТРН, ТРП, РТТ и РТЛ.

Тепловые реле типа ТРН - двухполюсные с температурной компенсацией, ручным возвратом и сменными нагревателями. Они выпускаются только в открытом исполнении. Нагрев биметаллической пластинки в реле ТРН-10, ТРН-25, ТРН-40 - косвенный, в реле ТРН‑10А - комбинированный. Сменные нагревательные элементы рассчитаны на следующие номинальные токи:

ТРН-8, ТРН-10А - 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,25; 1,6; 2,6; 2,5; 3,2 А;

ТРН-10 - 0,5; 0,63; 0,8; 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,2; 4; 5; 6; 8; 10 А;

ТРН-25 - 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25 А;

ТРН-40 - 12,5; 16; 20; 25; 32; 40 А;

Срабатывание реле типа ТРН (рис. 8.3, а) происходит следующим образом. При значении тока выше допустимого биметаллическая пластина 2 нагревается от нагревательного элемента 1, изгибается и воздействует через рычаг 3 на компенсатор 4, который поворачивается и освобождает защелку 7. Пружина возврата 10 перемещает кнопку возврата 6. Контакты 8 и 9 при этом размыкаются и воздействуют через рычаг 3 на компенсатор 4.

Возврат реле в исходное положение производится путем нажатия на кнопку возврата 6 после остывания биметаллической пластины 2.

Ток уставки электротеплового реле регулируют путем поворота эксцентрика регулятора 5, что приводит к изменению зазора между компенсатором 4 и защелкой 7. Каждое деление регулятора тока уставки соответствует 5 % номинального тока нагревателя (при температуре окружающей среды +40 °С). При установке регулятора в положение "0" ток уставки равен номинальному току нагревателя. При установке регулятора в положение "-5" ток установки уменьшается на 25 %, а в положение "+5" - увеличивается на 25 % по отношению к нормальному току нагревателя.

Тепловые реле ТРП – однополюсные, предназначены для защиты асинхронных электродвигателей от недопустимых перегрузок. Реле состоит из кинематически связанных между собой теплового элемента, контактной группы, эксцентрикового регулятора тока уставки и кнопки ручного возврата. В реле ТРП-25 использован косвенный нагрев сменным нагревательным элементом, реле ТРП-60 и ТРП-150 - без температурной компенсации с самовозвратом, имеют комбинированный нагрев биметаллической пластины и несменный нагреватель.

Рис. 8.3. Конструктивные схемы электротепловых реле: а – типа ТРН, б – типа ТРП:
1 – нагревательный элемент; 2 – термобиметаллическая пластина; 3 – рычаг;
4 – компенсатор; 5 – эксцентрик регулятора; 6 – кнопка возврата; 7 – защелка;
8 – подвижный контакт; 9 – неподвижный контакт; 10 – пружина возврата;
11 – упоры; 12 – рычаг с пружиной; 13 – выступ; 14 – пластмассовая колодка.

Сменные нагревательные элементы к электротепловым реле типа ТРП рассчитаны на следующие номинальные токи: ТРП-60 - 25, 30, 40, 50, 60 А; ТРП-150 – 50, 60, 80, 100, 120, 150 А.

При увеличении тока сверх допустимого значения нагревательный элемент 2 (рис. 8.3, б) сообщает биметаллической пластине 1 такое количество тепла, что она изгибается и занимает крайнее правое положение. Вместе с ней в правое положение переходит и верхний конец рычага с пружиной 4, которая нажимает на выступ 5 пластмассовой колодки 6, поворачивая ее против часовой стрелки. Контакты 7 и 8 размыкаются, упоры 3 ограничивают движение пластины 1 и рычага с пружиной 4. Возврат реле в исходное положение происходит самопроизвольно при остывании биметаллической пластины 1, либо принудительно кнопкой ручного возврата.

Регулятор тока уставки имеет шкалу, на которой нанесены по пять делений по обе стороны относительно положения "0" с ценой деления 5 % от номинального тока нагревателя. Это дает возможность регулировать ток установки в пределах ±25 % относительного номинального значения.

Основным недостатком электротепловых реле ТРН и ТРП является нестабильность их защитных характеристик, большая тепловая инерция, что вызывает неудовлетворительную работу при переменной нагрузке и потере фазы. Появление новых серий электродвигателей с большой нагрузкой активных материалов, возрастание скорости нагрева этих электродвигателей в аварийных режимах, применение высококачественных изоляционных материалов с большой теплостойкостью повышают требования к защите. Поэтому совершенствование защиты электродвигателей от перегрузок осуществляется в настоящее время по двум направлениям:

- замена двухполюсных реле ТРН и однополюсных ТРП на трехполюсные реле серий РТТ и РТЛ (в комплекте с пускателями серий ПМА и ПМЛ соответственно);

- установка автоматической позисторной защиты (АПЗ) или встроенной температурной защиты (УВТЗ).

Трехполюсные реле серий РТТ и РТЛ (табл. 8.3 и 8.4) обеспечивают ускоренное срабатывание при потере фазы и улучшенную защитную характеристику. Они имеют три термоэлемента (по одному на каждую фазу), температурную компенсацию, механизм для ускоренного срабатывания при обрыве одной фазы. Пределы регулирования тока уставки - 0,75…1,25 от номинального.

Таблица 8.3. Основные технические данные электротепловых реле РТТ

Тип реле Номинальный ток, А
реле теплового элемента
РТТ-01 (02)   0,2; 0,25; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4; 5; 6,3; 8; 10
РТТ-14   0,2; 0,25; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25
РТТ-21   10; 12,5; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63
РТТ-31 (32)   63; 80; 100; 125; 160
РТТ-41   125; 160; 200; 250; 320; 400; 500; 630

Тепловые реле серии РТТ (табл. 8.3) выпускаются в пяти исполнениях по номинальному току: 0 – на 10 А; 1 – на 25 А; 2 – на 63 А; 3 - на 160 А и 4 – на 630 А. Условное обозначение реле (на примере РТТ‑14БУ4) расшифровывается следующим образом:

РТТ – реле токовое тепловое;

первая цифра – исполнение по номинальному току (25 А);

вторая цифра – исполнение по способу установки и присоединения (1 – нормальное; 2 – для установки на контакторах с крепежными скобами; 4 – для втычного монтажа с контакторами серии ПМА);

Б – отсутствие ускоренного срабатывания при обрыве фазы;

У4 – климатическое исполнение и категория размещения.

Тепловые реле серии РТЛ (табл. 8.4) встраиваются в электромагнитные пускатели типа ПМЛ соответствующих габаритов. Они бывают трех исполнений по номинальному току: РТЛ-1000 - до 25 А, РТЛ‑2000 - до 80 А и РТЛ‑3000 – до 200 А. Время ручного возврата составляет не менее 90 с.

Таблица 8.4. Основные технические данные электротепловых реле серии РТЛ

Тип реле Пределы регулирования номинального тока несрабатывания, А Мощность управляемого электродвигателя, кВт (при напряжении 380 В)
РТЛ-1001 0,1…0,17 -
РТЛ-1002 0,16…0,26 -
РТЛ-1003 0,24…0,4 -
РТЛ-1004 0,38…0,65 -
РТЛ-1005 0,61…1,0 -
РТЛ-1006 0,95…1,6 0,37
РТЛ-1007 1,5…2,6 0,75
РТЛ-1008 2,4…4,0 1,5
РТЛ-1010 3,8…6,0 2,2
РТЛ-1012 5,5…8,0 3,0
РТЛ-1014 7,0…10,0 4,0
РТЛ-1016 9,5…14,0 5,5
РТЛ-1021 13…19 7,5
РТЛ-1022 18…25  
РТЛ-2053 23…32  
РТЛ-2055 30…41 18,5
РТЛ-2057 38…52  
РТЛ-2059 47…64  
РТЛ-2061 54…74  
РТЛ-2063 63…86  
РТЛ-3105 75…105  
РТЛ-3125 95…125  
РТЛ-3160 115…160  
РТЛ-3200 145…200  

При выборе тока уставки для реле типа ТРН необходимо иметь ввиду, что пределы регулирования ±25 % относятся к нагревателям с непредельным номинальным током (предельный ток нагревателя – соответствующий номинальному току реле. Например, для реле ТРН‑10 предельный ток нагревателя равен 10 А). Для предельных нагревателей пределы регулирования будут равны –25…+5 % от номинального тока.

Выбор электромагнитных пускателей, электротеплового реле, сменных нагревательных элементов и установка рычага регулятора в определенное положение выполняется в следующей последовательности. Электромагнитные пускатели выбирают по назначению, величине или габариту (передаваемая мощность), защищенности, наличию электротепловых реле, числу и роду блок-контактов, номинальному напряжению втягивающей катушки и наличию механической блокировки в реверсивных пускателей. При выборе электромагнитных пускателей также необходимо обращать внимание на напряжение, указанное на втягивающей катушке, которое должно соответствовать напряжению сети. В сетях 220/380 В можно использовать катушки на 220 В и включить их на линейное напряжение. О механической блокировке у реверсивных пускателей будет сказано ниже при рассмотрении схем управления с помощью электромагнитного пускателя.

При выборе электротеплового реле сначала определяют его габариты по величине электромагнитного пускателя. Для определения уставки тока несрабатывания реле в делениях шкалы реле поступают следующим образом. Определяют номинальный ток защищаемого электродвигателя Iн.дв. С учетом пределов регулирования тока несрабатывания выбирают нагревательный элемент с маркировкой Iн.э, соответствующий номинальному току электродвигателя. При этом ток нагревателя должен быть больше тока защищаемого двигателя Iн.э ³ Iн.дв и не должен превышать номинальный ток двигателя более чем на 25 %. Номинальный ток нагревательного элемента относится к нулевой уставке реле. Далее определяется положение рычага регулятора корректировкой на несоответствие тока электродвигателя току нагревательного элемента с учетом цены деления шкалы установок С = 0,05 Iн.э и поправкой на разность температур окружающей среды двигателя и пускателя.

Количество делений шкалы для корректировки несоответствия тока:

Количество делений шкалы для корректировки по температуре выполняется только для окружающей температуры Q ниже расчетной (30 °С), одно деление шкалы при этом соответствует изменению температуры на 10°С:

–N2 = (Qокр – 30°) / 10°.


Результирующее значение N определяется алгебраической суммой:

N = ±N1 – N2.

Если значение N окажется дробным, то его округляют до целого.

При расчете числа делений установки электротеплового реле следует иметь ввиду, что номинальный ток нагревательного элемента изменяется в зависимости от места установки реле. Приведенный выше расчет соответствует открытому исполнению, для защищенного исполнения цена деления шкалы установок изменяется до величины С = 0,055 Iн.э.

Рассмотрим некоторые схемы управления при помощи электромагнитного пускателя. Схема управления двухдвигательным приводом с определенной последовательностью включения и одновременным включением (рис. 8.4) используется при управлении, например, двумя транспортерами, когда электродвигатели необходимо включать в определенной последовательности (варианты а и б). Чтобы предупредить завал продуктом транспортера Т1, необходимо вначале пустить транспортер Т1, затем Т2. Электродвигатель М1 включается при обычной схеме при нажатии кнопки SВ2. Двигатель М2 можно включить независимо от двигателя М1 только кратковременно, нажимая кнопку SВ5. На длительную работу двигатель М2 можно включить только после того, как включится двигатель М1. После этого можно нажать кнопку SВ4, электромагнитный пускатель КМ2 сработает, главными контактами включит двигатель М2, а блок-контактами зашунтирует кнопку SВ4.

Остановка двух двигателей привода происходит при нажатии кнопки SВ1. Если сработает электротепловое реле КК1 двигателя М1, то пускатель КМ1 отключит оба двигателя М1 и М2. Если сработает электротепловое реле КК2 двигателя М2, то отключится только один двигатель М2. Если бы отключался только один двигатель М1, то мог бы произойти завал транспортера Т1 продуктом.

Когда возникает необходимость управлять двухдвигательным приводом с одновременным включением (вариант в), то нужно блок-контакты электромагнитного пускателя КМ1 включить в цепь питания катушки электромагнитного пускателя КМ2, а блок-контакты электромагнитного пускателя КМ2 - параллельно кнопке SВ2. Тогда при ее нажатии продолжительная работа двух электродвигателей возможна лишь после того, как блок-контакты электромагнитного пускателя КМ2 зашунтируют кнопку SВ2.

Для реверсивного управления асинхронным электродвигателем (рис. 8.5) необходимы или два нереверсивных пускателя, или один специальный реверсивный, состоящий из двух. Два пускателя включают так, чтобы каждый из них подключал статор двигателя на свое направление вращения.

Рис. 8.4. Схемы управления двумя электродвигателями в заданной последовательности.

Рис. 8.5. Схемы реверсивного управления электродвигателем.

Схема управления включает катушки двух электромагнитных пускателей КМВ и КМН, нагревательные элементы и контакты электротепловых реле кнопки SВ1 «Стоп», SВ2 «Пуск вперед» и SВ3 «Пуск назад». В схеме реверсивного управления обязательно должны быть блокировки, исключающие одновременное включение двух пускателей КМВ и КМН, в противном случае произойдет короткое замыкание. Для предотвращения одновременного включения двух пускателей управление ими осуществляется через кнопки SВ2, SВ3, имеющие как замыкающие, так и размыкающие контакты (вариант а). В цепь управления каждой катушки включается замыкающий контакт одной кнопки и размыкающий контакт другой (электрическая блокировка с помощью кнопочной станции). В этом случае при нажатии одновременно двух кнопок SВ2 и SВ3 разрываются цепи питания обеих катушек. Однако наличие блокировки только кнопками не исключает включения двух электромагнитных пускателей одновременно. Например, если контакты одного пускателя приварились, то другой кнопкой можно включить другой пускатель и вызвать короткое замыкание. Для предотвращения этого устраивают механическую или электрическую блокировку электромагнитных пускателей с использованием их размыкающих блок-контактов.

Механическая блокировка устроена так, что при включенном одном пускателе второй не может замкнуть свои главные контакты. Такую блокировку имеют специальные реверсивные пускатели. Узел механической блокировки представляет собой устройство, в которой при включении одного пускателя и перемещении его подвижной системы происходит нажатие на шток, поворачивающий коромысло (рычаг). В таком фиксированном положении рычаг не дает возможности произвести утопление второго штока, то есть препятствует включению другого пускателя, когда включен первый. При отсутствии механической блокировки (когда используются два нереверсивных пускателя) в цепь питания катушек пускателей включают противоположные блок контакты (вариант а).

Когда срабатывает один пускатель, то своими размыкающими блок-контактами он размыкает цепь питания катушки другого пускателя. Реверсирование электродвигателя возможно по этим схемам как при предварительном отключении двигателя кнопкой SВ1, так и при нажатии кнопки обратного хода. Таким образом, вариант а представляет собой схему реверсивного управления с двойной электрической блокировкой.

Если необходимо осуществить автоматическое регулирование в зависимости от пути, то в схему (рис. 8.5, б) включают кнопочные переключатели S1 и S2.


Работа 9. Исследование работы плавких вставок предохранителей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: