| № п/п | Критерий | Пороговое значения |
| 1. | Дефицит государственного бюджета | Не более 3% ВВП |
| 2. | Государственный долг | Не более 60% ВВП |
| 3. | Ежегодный рост цен | Не более 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении стран ЕС |
| 4. | Средний размер долгосрочной процентной ставки | Не выше 2% среднего уровня этих ставок в тех же трех странах |
| 5. | Пределы колебаний взаимных валютных курсов | +/- 15% |
Третий этап начался с 1 января 1999 г. и был разбит на несколько стадий, включая подготовительный этап, который начался за год до начала III этапа.
Фаза А (1998 год) – отбор участников экономического и монетарного союза.
Фаза В (1.01.1999 г. – 31.12.2001 г.) – введение безналичного евро в 11 странах ЕС параллельно с национальными денежными единицами. С 1.01.01г. Греция присоединилась к странам «зоны евро», их стало – 12. Жестко и необратимо фиксируются курсы национальных валют стран-участниц к евро. Евро заменены ЭКЮ в пропорции 1:1. Все новые государственные займы выпускаются в евро.
Фаза С (1.01.2002 г. – 30.06.2002 г.) – ввод в обращение банкнот и монет евро. Все счета, которые до этого времени велись в национальных валютах участвующих стран, были конвертированы по официальным курсам в евро.
С началом третьего этапа формирование ЕВС компетенция по разработке и контролю монетарной политики перешла к Европейской системе центральных банков, а главные полномочия получил Европейский центральный банк.
Функции ЕЦБ такие же, как и любого другого государственного центрального банка, но они распространяются не на одно государство, а на группу стран. В их числе:
определение и осуществление монетарной политики ЕС;
ведение валютных операций;
хранение официальных валютных резервов стран-членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов – «валютные балансы» - остаются в распоряжении правительств участвующих стран);
обеспечение нормального функционирования платежной системы.
При реализации монетарной политики ЕЦБ использует такие инструменты:
операции на открытом рынке;
предоставление суточных ссуд (кредитов «овернайт»);
регулирование норматива минимальных обязательных резервов.
ЕЦБ использует режим регулирования инфляции, хотя наряду с целевым ориентиром устанавливает монетарную цель.
Среди основных недостатков введения единой европейской валюты – евро выделяют:
рост политической напряженности в ЕС;
высокий уровень взаимозависимости экономических и финансовых систем стран-участниц;
рост политических конфликтов между странами Европы и США.
К основным преимуществам введения евро относят:
уменьшение затрат на обмен;
создание конкуренции доллару США на валютных рынках;
усиление конкуренции в границах «общего рынка»;
усиление конкурентной позиции Европы в мире;
уменьшение уровня валютных рисков;
интенсификация внутренней торговли ЕС.
На современном этапе можно отметить такие политические последствия расширения ЕС для Украины:
усиление поддержки со стороны ЕС демократических и экономических преобразований в Украине;
расширение и углубление политического диалога и сотрудничества Украины с ЕС в сфере международной безопасности и стабильности;
пересмотр и модернизация действующей договорно-правовой базы отношений. Как один из возможных вариантов – заключение Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
С другой стороны расширение ЕС может иметь нежелательные последствия для нашей страны. К ним можно отнести:
сокращение украинского экспорта в страны Балтии;
ухудшение конкурентных позиций Украины по экспорту некоторых товаров средней технологичности в результате расширения ЕС;
внедрение новыми членами ЕС нетарифных ограничений, санитарного, технического, фитосанитарного, ветеринарного контроля;
потеря традиционного рынка сбыта в новых странах-членах;
сложности в организации регулярного транспортного сообщения между Украиной и странами-кандидатами;
повышение требований к техническому состоянию транспортных средств, которые въезжают на территорию стран-кандидатов;
превращение Украины из страны транзита нелегальных эмигрантов в страну их скопления и увеличение (на 17-20%) затрат на их содержание и возвращение;
ограничение доступа рабочей силы из Украины на рынки труда новых государств-членов ЕС.
ТЕМА 6






