В научной психологии с целью объяснения сложных психи-ческих явлений существуют попытки сведения их к более простым. Постороение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто привлекаются объяснения и теоретические объекты (единицы
анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приводят попытки строить объяснения психических явлений средствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:
• физиологический редукционизм - попытка объяснить психические явления путем сведения их к физиологическим явлениям и процессам, к структурным связям между нейронами, нервными центрами, отделами мозга (см.: психофизиологическая проблема);
• социологический редукционизм - попытка объяснить психические явления путем сведения их к определенным способам общения и взаимодействия между людьми (например, сведение личностных особенностей к интеракциям);
• логицистский редукционизм - попытка объяснить психические явления путем сведения их к созреванию и развитию различных форм структурной организации действий в логически организованные системы операций (например, в теории Жана Пиаже);
|
|
• информационный (кибернетический) редукционизм - сведение психики к процессам и механизмам переработки информации мозгом человека. При этом анализ психических явлений как информационных процессов чаще всего ограничивается построением возможных моделей преобразования информации о внешнем мире, а также способов ее организации и хранения безотносительно к анализу онтологической специфики психики. Особенно ярко эта тенденция выступает в американской когнитивной психологии.
Существуют мнения, что любая теория необходимо предполагает редукционизм - сведение какой-либо группы явлений или объектов к элементам, единицам и т. п., лежащим в их основе («идеальная точка», атом, ген, интеракция, ассоциация, действие и т. п.). Как правило, объяснения не ограничиваются таким сведением, а предполагают построение, выведение, «конструирование» из исходных единиц или элементов «идеальных» моделей. Такие модели служат объясне-
нию определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) явления.
В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на:
а) редукционистские - преимущественно сводящие сложные явления к более простым;
б) конструктивистские - преимущественно строящие сложные предметы и явления путем их теоретического конструирования (выведения) из простых предметов и явлений.
Можно утверждать, что редукционизм выступает в явном виде в том случае, когда единица анализа какой-либо стороны психического явления, по мере развития научной психологии, становится несостоятельной в своем объяснительном и предсказательном потенциале по отношению: а) к эмпирическим фактам, б) к объяснительному потенциалу других психологических теорий - единицам анализа, которые обеспечивают более убедительное объяснение тех же самых фактов, предметов, явлений.
|
|
Альтернативой редукционизма принято считать такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имплицитно) представлены все свойства и особенности определенной, требующей объяснения стороны какой-либо группы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровицкий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения. Заметим, что обвинений в редукционизме избегают только те теории, которые имеют высокую надежность в предсказании новых фактов в какой-либо строго очерченной области приложения (применения теории).