Проблема редукционизма в психологии. Что такое редукционизм в исследовании психических явлений?

В научной психологии с целью объяснения сложных пси­хи-ческих явлений существуют попытки сведения их к более простым. Постороение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто при­влекаются объяснения и теоретические объекты (единицы

анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приво­дят попытки строить объяснения психических явлений сред­ствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:

физиологический редукционизм - попытка объяснить пси­хические явления путем сведения их к физиологическим явлениям и процессам, к структурным связям между ней­ронами, нервными центрами, отделами мозга (см.: психо­физиологическая проблема);

социологический редукционизм - попытка объяснить пси­хические явления путем сведения их к определенным спо­собам общения и взаимодействия между людьми (напри­мер, сведение личностных особенностей к интеракциям);

логицистский редукционизм - попытка объяснить психиче­ские явления путем сведения их к созреванию и развитию различных форм структурной организации действий в ло­гически организованные системы операций (например, в теории Жана Пиаже);

информационный (кибернетический) редукционизм - сведе­ние психики к процессам и механизмам переработки ин­формации мозгом человека. При этом анализ психических явлений как информационных процессов чаще всего огра­ничивается построением возможных моделей преобразо­вания информации о внешнем мире, а также способов ее организации и хранения безотносительно к анализу онто­логической специфики психики. Особенно ярко эта тен­денция выступает в американской когнитивной психоло­гии.

Существуют мнения, что любая теория необходимо пред­полагает редукционизм - сведение какой-либо группы яв­лений или объектов к элементам, единицам и т. п., лежащим в их основе («идеальная точка», атом, ген, интеракция, ассо­циация, действие и т. п.). Как правило, объяснения не огра­ничиваются таким сведением, а предполагают построение, выведение, «конструирование» из исходных единиц или эле­ментов «идеальных» моделей. Такие модели служат объясне-

нию определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) яв­ления.

В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на:

а) редукционистские - преимущественно сводящие сложные явления к более простым;

б) конструкти­вистские - преимущественно строящие сложные предметы и явления путем их теоретического конструирования (выве­дения) из простых предметов и явлений.

Можно утверждать, что редукционизм выступает в явном виде в том случае, когда единица анализа какой-либо сторо­ны психического явления, по мере развития научной психо­логии, становится несостоятельной в своем объяснительном и предсказательном потенциале по отношению: а) к эмпири­ческим фактам, б) к объяснительному потенциалу других психологических теорий - единицам анализа, которые обеспечивают более убедительное объяснение тех же самых фактов, предметов, явлений.

Альтернативой редукционизма принято считать такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имп­лицитно) представлены все свойства и особенности опреде­ленной, требующей объяснения стороны какой-либо груп­пы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровицкий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения. Заметим, что обвинений в редукционизме избегают только те теории, которые имеют высокую надежность в предсказании новых фактов в какой-либо строго очерченной области приложе­ния (применения теории).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: