Эмоциональные явления представляют большую сложность для теоретического анализа и объяснения. Это связано с тем, что эмоции носят характер субъективных переживаний и не имеют никакого сходства с объективными явлениями. Если познавательные составляющие психики (образ, понятие) могут верифицироваться путем соотнесения с внешними объектами и явлениями (соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению к эмоциям такой возможности не существует. Поэтому до настоящего времени не существует достаточно ясных ответов на исходные вопросы. Например: эмоция - это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов и как их регистрировать? Регистрация субъектом собственных эмоциональных переживаний является продуктом развития познавательных психических процессов или существуют самостоятельные механизмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны
|
|
эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.
Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями
Уильям Джеймс, 1884 —Карл Ланге, 1896 Периферическая теория эмоций
Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мышечные изменения.
Переработка в ЦНС импульсов о всевозможных изменениях в организме, поступающих от внутренних органов и органов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоциональных переживаний.
Кеннон, 1927 - Бард, 1934 Таламическая теория
После регистрации различных раздражителей рецепторами нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновременно направляются:
• в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции;
• в гипоталамус, который вызывает вегетативные изменения в организме.
Стэнли Шехтер, Джером Сингер
Когнитивная теория атрибуции эмоционального возбуждения
Воздействующие на живой организм стимулы приводят к общему возбуждению вегетативной нервной системы - состоянию недифференцированной активации, которое определяет интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.
Недифференцированная эмоциональная активация приобретает форму специфического эмоционального переживания после осмысления и когнитивной оценки ситуации на основе: а) имеющегося опыта, б) актуальных мотивов и интересов.