Что выступает центральным противопоставлением, лежащим в основе анализа и объяснения психических явлений?

Основополагающая противоположность, лежащая в основе анализа и объяснения психических явлений, есть не противоположность внешнего объективного предмет­ного мира и внутреннего мира сознания, а противополож­ность психического образа и процесса его построения, безразлично — внешнего или внутреннего.

• Анализируя и объясняя процессы восприятия, следует дви­гаться не от ощущений к образу и затем к миру («субъект пе­ред миром»), а в направлении от объективного предметного

мира к образу мира и способу его порождения («субъект в мире»).

2. Каковы отношения между свойствами объективного мира и модальностью ощущений и восприятий мира субъек­том?

Объективный мир по своей природе не зависит от модаль­ности ощущений (амодален). Мир только для субъекта высту­пает в различных модальностях.

• Любые свойства объективного мира проявляются во взаи­модействиях между объектами.

• Свойства объективного мира в отношениях с живыми ор­ганизмами проявляются особым образом - во взаимодей­ствиях с рецепторами живого существа, субъекта позна­ния. Такие взаимодействия и есть процессы непосредст­венного познания - процессы восприятия.

• При этом свойства, проявляющиеся во взаимодействиях между объектами и не производящие прямого воздействия на органы чувств, устанавливаются субъектом опосредст­вованно и составляют процессы мышления.

3. Каковы источники происхождения ощущений и восприя­тий различных модальностей у живых организмов?

Субъект восприятия - это живой организм, который включен в естественный материальный эволюционный про­цесс. Сенсорные и перцептивные системы живых организ­мов формируются и развиваются в процессе биологической эволюции.

• По мере эволюционного развития у живых организмов сенсорных и перцептивных систем свойства объективного мира начинают проявляться все в большем диапазоне мо­дальностей.

• Сенсорно-перцептивные системы эволюционируют: а) от контактных к дистантным формам чувствительности; б) от сукцессивных к симультанным формам ориентировки в мире.

4. Какие процессы лежат в основе возникновения перцеп­тивных образов и представлений?

В основе построения перцептивного образа лежит меха­низм уподобления динамики процессов в воспринимающей (рецепирующей) системе свойствам внешних физических воздействий (уподобление состояний органов чувств физи­ческим свойствам отражаемого объекта).

• В развитых перцептивных механизмах копирующие (упо­добляющиеся объекту) движения свернуты, редуцированы и замещаются внутренними интериоризированными опе­рациями.

• Воспроизведение таких интериоризированных опера­ций в отсутствие объектов образуют процессы представ­ления.

5. Чем обеспечивается предметная отнесенность образов? Как формируется предметность перцептивных образов и пред­ставлений?

Перцептивный образ с самого начала порождается как уже принадлежащий некоторой действительности. Выне-сенность образа вовне (предметность) есть исходная предпо­сылка формирования образа. Исходно образ формируется на внешнем объекте на основе перцептивных ориентировоч­но-исследовательских операций и действий.

• Верная позиция: человек находит образ в мире и только потом относит его к себе.

• Неверная позиция: человек находит образ в себе, а затем относит его к миру.

6. Каковы отношения между сенсорными и перцептивны­ми процессами? Какова роль научения в процессах восприя­тия?

Процессы восприятия являются системой перцептивных действий и операций, которые формируются и совершенст­вуются на протяжении индивидуальной жизни.

• «Чувственная ткань» сенсорного поля (ощущения различ­ных модальностей) предстает в качестве материала для перцептивных операций и действий, которые переводят структурированность видимого поля в предметную струк­турированность видимого мира.

• На протяжении индивидуальной жизни человек овладева­ет все новыми способами организации «чувственной тка­ни» в перцептивные образы.

• В перцептивных действиях и операциях человека в качест­ве операнда (предмета организации) выступает «чувствен­ная ткань», а в качестве операторов (способов организа­ции) — предметные значения.

7. Чем характеризуется восприятие мира человеком в от­личие от восприятия мира животными?

Человек воспринимает предметный мир не только в ко­ординатах пространства и времени, но и в особом квазипро­странстве (квазиизмерении) — пространстве объективных значений.

• Для животных значения предметов ситуативны, неустой­чивы и меняются в зависимости от актуальных потребно­стей и особенностей актуальной биологической ситуа­ции.

• Человечество фиксирует значения предметов и явлений в орудиях и знаках. Значения предметов приобретают для человека относительную объективность, устойчивость и независимость от ситуаций и актуальных потребностей и мотивов субъекта.

8. Какую роль выполняют значения в формировании и разви­тии образа мира?

Значения фиксируют стабильные формы ориентиров­ки, которые лежат в основе: а) опознавания предметов и явлений на основе построения их образов; б) установле­ния разнообразных отношений и связей в объективном предметном мире, а также между образами предметов и яв­лений.

• Овладевая различными значениями, человек начинает воспринимать окружающий мир как: а) обладающий отно­сительной стабильностью; б) не ограниченный актуальной ситуацией.

• Формируется и развивается образ мира — динамичное, сис­темное, амодальное, обобщенное представление о мире в це­лом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: