Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36 (С9), критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
| № | Критерии оценивания ответа на задание 36 | Баллы |
| К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
| Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании | ||
| Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании | ||
| К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |
| Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) | ||
| Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы | ||
| В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения | ||
| Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой | ||
| К3 | Качество фактической аргументации | |
| Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании | ||
| Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) |
| Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример | ||
| Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису | ||
| Максимальный балл | 5 |






