Основное содержание темы.
1. Основные понятия и методические подходы к оценке эффективности деятельности органов ГПС
Оценка состояния работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, подготовке к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, состояния готовности органов управления, сил и средств РСЧС к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций проводится в ходе комплексных и специальных проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по осуществлению полномочий и обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, возложенных на них федеральным законодательством.
Проверка осуществляется в соответствии с Планом основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Российской Федерации на текущий год (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления).
Проверка функциональной и территориальной подсистем (звеньев территориальной подсистемы, объектовых звеньев) РСЧС проводится комиссией МЧС России по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Проверка проводится комплексно по всем вопросам (или большинству из них), практические действия проверяются в ходе отработки вопросов на тактико-специальных учениях, командно-штабных тренировках.
С целью контроля устранения недостатков, выявленных в процессе комплексных и специальных проверок, могут проводиться повторные проверки. Для организации проведения проверки разрабатывается Программа, в которой отражаются:
• цель и основные вопросы (элементы) проверки, сроки, продолжительность и последовательность;
• проверяемые органы управления, силы и средства функциональной и территориальной подсистем (звеньев территориальной подсистемы, объектовых звеньев) РСЧС;
• перечень и сроки практических мероприятий, осуществляемых в ходе проверки (учения и тренировки, и т.п.).
Программа проведения проверки подписывается председателем комиссии, утверждается соответствующим руководителем, и не позднее 30 дней до начала работы комиссии, доводится до привлекаемых к проверке органов управления и организаций.
При разработке программы проверки по необходимости могут быть учтены предложения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации по отдельным вопросам программы.
В целях подготовки к проверке члены комиссии обязаны изучить программу проверки, имеющиеся отчетные и другие материалы о структуре и деятельности проверяемой функциональной и территориальной подсистем (звеньев территориальной подсистемы, объектовых звеньев) РСЧС и, не позднее 7 дней до выезда на проверку разработать Личный план работы в составе комиссии и представить его на утверждение председателю комиссии.
За 3 дня до выезда на проверку председателем комиссии проводится общий инструктаж, на котором проверяется готовность членов комиссии к работе, уточняются сроки и порядок информирования о ходе проверки, а также вопросы, подлежащие обязательному изложению в акте проверки. Продолжительность проведения комплексной, специальной проверок не должна превышать 10 суток.
Результаты проверки звеньев территориальной подсистемы и объектовых звеньев проверяемой подсистемы РСЧС, по согласованию с председателем комиссии, могут объявляться лицами, осуществляющими проверку, по предварительным актам на проводимых ими частных разборах, по окончании проверки.
По итогам проверки комиссией составляется Акт по оценке деятельности функциональной и территориальной подсистем (звеньев территориальной подсистемы, объектовых звеньев) РСЧС (далее - акт проверки), который излагается в произвольной форме по вопросам, предусмотренным программой проверки. Делаются общие выводы и вытекающие из них предложения.
Акт проверки представляется руководителю федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления, организации). Акт проверки подписывается председателем комиссии и представляется на утверждение руководителю, принявшему решение на проведение проверки. Копия акта проверки в течение 10 дней после его утверждения, направляется федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органу местного самоуправления, руководителю организации).
По результатам проверки, выводам и предложениям, содержащимся в акте проверки, в проверенных федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях разрабатывается и утверждается соответствующим начальником План мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки и оценки состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Копия плана высылается должностному лицу, утвердившему акт проверки.
Председатель комиссии, не позднее чем через 10 дней после окончания проверки, представляет по итогам Доклад и Акт проверки руководителю, принявшему решение на проведение проверки.
При подготовке Плана проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации по вопросам реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Инструкция применяется, с учетом специфики задач, возложенных на проверяемые органы.
2. Назначение и содержание методического руководства по оценке деятельности органов ГПС.
Основными вопросами проверки являются:
• организация работы по выполнению требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
• деятельность инспектируемого органа в области обеспечения пожарной безопасности.
В области обеспечения пожарной безопасности деятельность инспектируемого органа оценивается по четырем основным направлениям:
• управленческая деятельность по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
• надзорно-профилактическая деятельность по обеспечению пожарной безопасности;
• организация работы службы пожаротушения;
• информационно-пропагандистская работа по обеспечению пожарной безопасности.
3. ОЦЕНКА НАПРАВЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГПС
3.1. Оценка надзорно-профилактической деятельности по обеспечению пожарной безопасности
Надзорно-профилактическая деятельность по обеспечению пожарной безопасности оценивается:
• «соответствует предъявляемым требованиям», если:
• работа по осуществлению ГПН ведется в соответствии с действующими законодательными нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение контрольных и надзорных мероприятий в области пожарной безопасности;
• качество подготовки материалов должностными лицами подразделений ГПН по административным делам, направляемым для рассмотрения в суды, материалов по отказу в возбуждении уголовных дел по пожарам и по подготовке уголовных дел соответствует законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
• должностные лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями по осуществлению ГПН, аттестованы в установленном порядке, работа аттестационной комиссии ГПС организована в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
• организована работа по сбору и обобщению информации по «телефону доверия»;
• не выявлены нарушения сроков представления государственной статистической отчетности по пожарам, случаям травматизма и гибели людей;
• работа по рассмотрению писем и обращений юридических лиц и граждан по вопросам осуществления ГПН полностью соответствует требованиям нормативных правовых актов;
• «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям», если:
• качество подготовки материалов по административным делам, направляемым для рассмотрения в суды, и рассматриваемых должностными лица-ми подразделений ГПН, материалов по отказу в возбуждении уголовных дел по пожарам и по подготовке уголовных дел не полностью соответствует законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
• должностные лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями по осуществлению ГПН, аттестованы с нарушениями, работа аттестационной комиссии ГПС организована с отступлениями от требований нормативных правовых актов;
• выявлены отдельные случаи нарушения сроков представления государственной статистической отчетности по пожарам, случаям травматизма и гибели людей;
• работа по рассмотрению писем и обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам осуществления ГПН не полностью соответствует требованиям нормативных правовых актов;
• «не соответствует предъявляемым требованиям» выставляется, если не выполнены условия по предыдущей оценке
Информационно-пропагандистская работа по обеспечению пожарной безопасности оценивается:
• «соответствует предъявляемым требованиям», если:
• организовано издание и распространение специальной литературы, пропагандистской и рекламной продукции по пожарной безопасности;
• проводится организационно-массовая работа (встречи с населением, устройство тематических выставок, смотров, конференций и конкурсов) по пожарной безопасности;
• организована работа в средствах массовой информации по профилактике пожарной безопасности;
• «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям», если:
• организационно-массовая работа (встречи с населением, устройство тематических выставок, смотров, конференций и конкурсов) по пожарной безопасности проводится, не на должном уровне;
• работа по профилактике пожарной безопасности в средствах массовой информации организована слабо;
• «не соответствует предъявляемым требованиям» выставляется, если не выполнены условия по предыдущей оценке.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ИНСПЕКТИРУЕМОГО ОРГАНА
(Общая оценка деятельности по обеспечению пожарной безопасности)
В целом деятельность по обеспечению пожарной безопасности оценивается:
• «соответствует предъявляемым требованиям», если по каждому из элементов проверки получены оценки «соответствует предъявляемым требованиям» или по одному из них - «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»;
• «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям», если по двум и более из элементов проверки получены оценки «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям» или по одному из них - «не соответствует предъявляемым требованиям»;
• «не соответствует предъявляемым требованиям», если по двум и более из элементов проверки получены оценки «не соответствует предъявляемым требованиям».
В целях повышения эффективности надзорной деятельности работа органов ГПН должна периодически проверяться.
Контроль за организацией и осуществлением ГПН производится посредством проверки исполнения требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов МЧС России.
Контроль за организацией и осуществлением ГПН производится в ходе инспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности органов ГПН МЧС России.
Проверки органов ГПН осуществляются не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС России от 17 марта 2003г. № 132.
Инспекторские проверки управлений (отделов, отделений) ГПН территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, отделов (отделений, инспекций, групп) ГПН подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях планируются вышестоящими органами ГПН исходя из местных условий и проводятся не реже одного раза в три года.
Инспектирование осуществляется бригадой, с учетом специализации государственных инспекторов, или индивидуально наиболее подготовленным государственным инспектором. В состав бригады, при необходимости, включаются представители пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.
Проверки осуществляются в соответствии со Служебным заданием, которое утверждается руководителем вышестоящего органа ГПН.
В ходе проверки проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления ГПН, в том числе:
• полнота и законность выполнения требований нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ГПН;
• качество планирования работы с учетом анализа результатов надзорной деятельности в области пожарной безопасности;
• качество актов и предписаний, оформляемых по результатам мероприятий по контролю;
• своевременность выполнения запланированных мероприятий по контролю;
• динамика оперативной обстановки с пожарами;
• эффективность контроля за выполнением вручаемых предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
• наличие и порядок ведения документации;
• качество анализа результатов работы по осуществлению ГПН и противопожарного состояния объектов контроля на обслуживаемой территории, действенность принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах контроля;
• полнота использования полномочий, предоставленных органам ГПН;
• принципиальность и требовательность руководства органа ГПН и государственных инспекторов при осуществлении ГПН;
• качество проверок работы государственных инспекторов и эффективность принимаемых мер по улучшению их работы;
• взаимодействие и проведение совместных работ с другими надзорными и контрольными органами;
• обеспеченность нормативными правовыми актами, нормативными документами по пожарной безопасности и методической документацией;
• использование в работе компьютерной техники и новых информационных технологий;
• использование средств массовой информации для противопожарной пропаганды;
• организация и проведение технической учебы инспекторского состава, изучения основных вопросов пожарной безопасности.
Контрольная проверка проводится по решению вышестоящего органа ГПН с учетом сроков выполнения плана устранения недостатков, выявленных при инспектировании, но не позднее одного года после ее завершения.
Целевая проверка назначается:
• при осложнении обстановки с пожарами на обслуживаемой территории;
• для проверки результатов работы по отдельным направлениям деятельности органа ГПН;
• для проверки обращений юридических лиц и граждан.
Должностные лица органов ГПН при инспектировании и проверках обязаны оказывать практическую помощь подчиненным органам ГПН по организации и осуществлению ГПН.
По результатам проверки составляется Акт проверки, который докладывается руководителю органа ГПН, назначившему проверку, и регистрируется в установленном порядке. По результатам проверки разрабатывается и утверждается План мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также назначаются ответственные лица по контролю за их устранением.
При проведении проверки подсистем РСЧС в порядке, установленном приказом МЧС России от 3 марта 2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», проводится оценка деятельности территориальных органов МЧС России по надзорно-профилактическому и информационно-пропагандисткому направлениям деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
В целях проведения мониторинга состояния дел в области осуществления ГПН на территориях субъектов Российской Федерации с апреля 2005 г. введена «Временная методика оценки деятельности территориальных органов МЧС России в области надзорно-профилактической деятельности».
При этом региональные центры МЧС России, главные управления МЧС России по г. Москве и по должны Калининградской области обеспечить представление отчетных материалов в Управление ГПН МЧС России не позднее 5 числа следующего за отчетным периодом месяца в электронном виде (по субъектам Российской Федерации и региональным центрам МЧС России, формат ЕХСЕL).
Методика содержит направления и виды надзорно-профилактичческой деятельности и показатели, по которым производится их оценка. Надзорно-профилактическая деятельность органов ГПН оценивается при помощи двух критериев бальной оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по каждому показателю вида деятельности.
Общая итоговая оценка определяется с учетом оценок выставленных по всем направлениям деятельности и предусматривает следующее: оценка «удовлетворительно» выставляется, если от общего числа показателей видов деятельности оценка «неудовлетворительно» выставлена не более чем по одной третьей их части.