Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В административно-правовых отношениях стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и закрепленных административно-правовыми нормами.
Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений и обладают свойственными им общими признаками. Наряду с этим административно-правовые отношения имеют и свои особенности:
1) Административно-правовые отношения строятся на началах власти-подчинения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.
2) В административно-правовых отношениях непосредственно выражаются интересы государства, поскольку они связаны с решением задач государства. Именно поэтому в них одной из сторон является орган исполнительной власти.
3) Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие другой стороны не требуется.
|
|
4) Возникающие между сторонами административно-правовых отношений споры разрешаются, как правило, в административном порядке, хотя не исключается и в судебном.
5) Стороны административно-правовых отношений за невыполнение своих обязанностей несут ответственность перед государством в лице его органов.
6) Административно-правовые отношения имеют структуру в которую входят субъекты, объекты и юридические факты. Субъектом административно-правовых отношений является тот, кто наделен административными правами и обязанностями.
Административно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям:
1) В зависимости от назначения административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административно-правовые отношения.
Материальные отношения – это отношения, урегулированные нормами материального административного права. Материальные административно-правовые отношения являются производными от материальных норм.
Процессуальные отношения – это отношения, урегулированные процессуальными нормами административного права и являющиеся производными от процессуальных норм. В процессуальных отношениях определен порядок реализации положений материальных норм.
2) По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Отношения, в которых один из участников подчинен другому, являются вертикальными правоотношениями. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями должностного лица. Таким образом, вертикальные правоотношения – это по существу властеотношения между субъектом и объектом управления. Горизонтальные правоотношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны. Например, отношения между неподчиненными органами исполнительной власти (между двумя федеральными министерствами по разработке совместного акта управления).
|
|
3) Выделяются также внутриорганизационные и внешние административно-правовые отношения. Внутриорганизационные отношения возникают в сфере внутренней деятельности органов управления. Это подбор, расстановка кадров, разработка должностных регламентов, определение форм взаимодействия между структурными подразделениями соответствующего органа исполнительной власти. Внешние отношения связаны с решением задач и реализацией функций управления по отношению к управляемым объектам.