Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.
В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.
В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.
Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса:
естественно-биологический,
социокультурный.
Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.
|
|
Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.
7.1. Социоэтническая концепция Л.Н. Гумилева
Особую позицию в отношении происхождения и сущности этносов занимал наш выдающийся отечественный исследователь, человек интересной и нелегкой судьбы, оригинальный мыслитель Л.Н. Гумилев.
Этнос им рассматривался как биосферное явление, хотя социальные факторы при формировании и функционировании этноса им учитывались. С его точки зрения, этнос - специфическая форма существования Homo sapiens, а этногенез - локальный вариант внутривидового формообразования, определяющийся сочетанием исторического и ландшафтного факторов. Основные положения концепции Л.Н. Гумилева кратко можно свести к следующему:
1. Главную роль в формировании этноса играет ландшафт. Этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности, которая проявляется в двух направлениях: приспособлении ландшафта к себе и себя к ландшафту. Ландшафт определяет возможность этнического коллектива при его возникновении, подсказывает род занятий и определяет культуру возникшей этнической целостности. Коль скоро разнообразны ландшафты, разнообразны и народы. Ландшафт есть тот плавильный котел, который формирует сам этнос.
|
|
2.Этнос - коллектив особей, противопоставляющий себя другим
коллективам. Принципиальное различие этносов - в стериотипе поведения.
Структура этнического стереотипа - строго определенная норма отношений.
Эти нормы - в каждом случае своеобразные - негласно существуют. bо
всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе в каждой
отдельной эпохе как единственно возможный способ общежития, поэтому
для членов этноса они вовсе не тягостны. Сила этнического стериотипа
поведения огромна, потому что члены этноса воспринимают его как
единственно достойный, а все прочие как дикость.
Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стериотипа поведения, отличного от предыдущих. Этот стериотип поведения возникает в результате безотчетной деятельности людей, к бессмысленно рассуждать, лучше он или хуже.
3.Этнос - это не просто скопище людей, похожих друг на друга, а
система различных по вкусам и возможностям личностей, продуктов их
деятельности, традиций, географической среды, этнического окружения
т.е. динамическая система, включающая не только людей, но и элементы
ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседями.
Первым коллективом после человечества в целом является
суперэтнос - группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе
и представляющих мозаичную целостность: христианский и исламский
миры.
В структуру этноса как системной целостности входят субэтносы отличающиеся от прочих манерами, обхождением, способами выражени чувств и т.д., например, в состав русских входят поморы, камчадалы, русско устьинцы, яицские, донские, кубанские казаки; среди мордвы - эрьзя, мокша
4.Объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к нему
воспринимается субъектом непосредственно, а окружающими
констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно,
основе этнической диагностики лежит ощущение. Это ощущение
формирует этническое поле. Ребенок, установивший связь с матерью с
первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения ребенка с отцом, другими детьми и всем народом. Но поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную среду, то оно перестроится.
5. Этнос - это не состояние, а природный процесс, наблюдаемый
этнос - фаза этногенеза. Этногенез продолжается в течение длительного
времени, примерно 1200-1500 лет, проходя четыре фазы: возникновение,
подъем, упадок, умирание.
6. Источником движения в этногенезе выступает открытая В.И.
Вернадским энергия живого вещества биосферы. Эффект этой энергии
применительно к этносу - пассионарность.
Пассионарность (страсть) - это способность отдельных особей -(пассионариев) поглощать из внешней среды больше энергии, чем необходимо для поддержания этноландшафтного равновесия организма со средой. Пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в конституции нервной деятельности.
Это подсознательная тяга к деятельности ради собственных иллюзий в ущерб своей жизни. Рост числа пассионариев - это рост количества деятельности, числа событий. Новые люди убеждают своих соплеменников поклоняться новым богам, стремятся покорить новые народы обживают новые земли.
Они организуют строительство новых зданий, сочиняют и поют новые песни, пишут поэмы и новаторские научные труды. Все это изменяет не только их собственное поведение, но и поведение окружающих, которых иногда силой, иногда личным примером заставляют подчиняться новой поведенческой культуре.
|
|
Но со временем пассионарность убывает, энергия растрачивается, появляется все больше субпассионариев, т.е. особей, наделенных малой долей энергии. Если в результате завоевания соседями, разрушительной силы субпассионариев этнос не прекращает своего существования, он переходит в реликтовое состояние и доживает свой век спокойно, медленно угасая (возможно, в реликтовом состоянии находятся финские народы Поволжья - мордва, мари, история которых тонет в глубине тысячелетий).