Общая характеристика эпохи просвещения

Культура 17 века с самого начала взяла направление на развитие человека по пути образованности, цивилизованности. Все эти тенденции максимально полно воплотились в идеях эпохи Просвещения. К началу 17 века Европа накопила богатый опыт в системе образования, функционировали и давали высокие результаты высшие учебные заведения Европы. Все это могло стать прочной, надежной платформой для развития идей просвещения. Формируется культура, в которой роли образованной личности отводится важное место. В системе просвещения меняются взаимоотношения человека с церковью, меняется отношение человека к искусству, т.е. внутри самой культуры взаимоотношения между ее формами трансформируются.

Идеи просвещения во многом были связаны с деятельностью английских просветителей, философов, т.е. тех философов, которые базировались на тех идеях этического изменения переустройства общества. Среди них такие имена как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк. Английские просветители полагали, что важнейшим залогом эффективного экономического и общественного развития является просвещенная личность. С точки зрения английских просветителей новая просвещенная личность должна быть высоко нравственна. Поэтому огромное внимание было сосредоточено на развитии новых нравственных качеств. С точки зрения английского просвещения нравственная личность – это личность, которая огромное внимание уделяет вопросам образования, соблюдению общественных норм, законов. Она пунктуальна, сдержана и не проявляет, открыто своих чувств и эмоций, она должна проявлять себя в рамках общественного этикета. По мнению английских просветителей, добиваться формирования такой личности можно разными путями, не только путем непосредственного нравственного воспитания, но и путем образованности. Не мало важную роль в развитии нравственной личности может сыграть и искусство. Надо сказать, что в Англии отношение к искусству было неоднозначно. Большую роль в обществе играло такое общественное движение как пуританизм, согласно которому многие виды искусства можно воспринимать как отрицательное условие для развития нравственности. Однако постепенно отношение к пуританизму меняется. Уильям Хогарт – один из основателей английской живописи, формирует целое направление в национальном изобразительном искусстве связанное с тем, чтобы средствами живописи прививать высокие нравственные качества. Развивается живопись, в которой культивируются нравственные качества и осуждаются те или иные пороки, те или иные нравственные недостатки.

Огромное внимание уделяется литературе, о чем говорит в своих работах Бэкон. К этой проблеме обращается Хатчерсон и Шевсбери. Английские просветители считали, что средствами литературы можно сформировать высоко нравственную личность. Таким образом, с точки зрения английских просветителей эпоха Просвещения предполагает развитие, формирование такой личности, которая своими нравственными качествами соответствовала новому обществу, новым общественным отношениям

Иную позицию занимают французские просветители. Для них вопросы нравственности отодвигаются на второй план. В центр своих интересов французские просветители выдвигают вопросы политики и права, вопросы государственного переустройства. Среди них такие имена как Вольтер, Дидро, Монтескье, Гольбах, Гельвеций. Важнейший вопрос в системе французского Просвещения − о соотношении культуры и цивилизации. Большинство французских просветителей фактически отождествляют понятие культуры и цивилизации, полагая, что научно-технический прогресс, развитие системы образования, научные открытия приведут к более высокому уровню развития культуры. Не изменения в сфере духовности и искусства, а изменения в научно-технической, экономической сфере и политике являются основой прогрессивного развития общества.

Таким образом, эпоха Просвещения – это закономерный итог того развития, которое открывалось с переходом к Новому времени, к новой научной и культурной картине мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: