Эпохи классического средневековья

План занятия:

1. Средневековое представление о трехфункциональной модели общественного устройства:

а) «молящиеся»;

в) «сражающиеся»;

г) «трудящиеся».

2. Положение женщины в средневековом обществе.

Человек в средние века осмыслялся только как член коллектива, принадлежащий к определенному социальному разряду и профессии. При подготовке ко второму занятию внимание должно быть сосредоточено на выявлении своеобразия основных социальных воплощений средневекового человека (тех, которые осознавались и выделялись уже в эпоху классического средневековья).

1 вопрос. Прежде всего следует попытаться объяснить, с чем связано складывание представления о трехфункциональной структуре общества, как это представление влияло на сознание средневекового человека, когда и почему оно разрушается.

Характеризуя «молящихся» (духовенство), следует рассмотреть: роль духовенства в жизни средневекового общества, церковную иерархию, функции представителей различных звеньев духовенства, собор как модель мира, церковный приход, значение монастырей, монашеский идеал и представление о святости, целибат, монашеские ордена.

«Сражающиеся» (рыцари) могут быть охарактеризованы в соответствии со следующим ориентировочным планом: отношение к войне и миру в средние века, война – профессия рыцарей, рыцарские доспехи и вооружение, рыцарский замок и повседневная жизнь его обитателей, турниры, посвящение в рыцари, оммаж, отношения вассалитета, рыцарская литература, образ идеального рыцаря и рыцарская мораль.

Безусловное большинство «трудящихся» в средние века составляли крестьяне. Их социально-экономическое и правовое положение в средневековом обществе характеризуется в ходе изучения других тем, вынесенных на семинарские занятия. В контексте изучения народной культуры целесообразно остановиться на характеристике повседневной жизни крестьян (еда, одежда, жилище и т.п.), своеобразии простонародных представлений о мире земном и загробном (ср., например, «Великую» и «малую» эсхатологию), народных празднествах (прежде всего карнавале, обратите внимание на игровое перевертывание «верха» и «низа»), фольклоре, живучести пережитков язычества в народной среде и их переплетении с христианскими представлениями («народное христианство») и т. д.

2 вопрос. Рассматривая этот вопрос, следует остановиться на средневековом женском идеале и реальном положении женщины в средневековом обществе; показать своеобразие средневековых представлений о женской красоте и любви к женщине (особого внимания заслуживает куртуазная любовь). Не следует забывать и о существовании в средние века представления о женщине как «орудии сатаны». В связи с этим особенно показательна «охота на ведьм». Следует выяснить, когда и в связи с чем она получает особый размах. Значительный интерес при рассмотрении этого вопроса представляет «Молот ведьм» Я. Шпренгера и Г. Инститориса.

При подготовке к семинарским занятиям данной темы студентам рекомендуется под руководством преподавателя самостоятельно подобрать источники, пользуясь приведенным ниже списком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: