Позиция в конкуренции

Рис. 4. Позиционирование СХП на матрице Мак-Кинси

Пример. На рис. 4 изображено СХП, имеющее следующие характеристики: суммарная взвешенная оценка привлекательности рынка – 5,5 балла, суммарная взвешенная оценка позиции в конкуренции – 2,5 балла, емкость рынка – 10 000 тыс. ед., доля на рынке – 25%.

Матрица Мак-Кинси дополняет матрицу БКГ, позволяя оценить положение каждого СХП в портфеле организации с точки зрения привлекательности рынка и занимаемой на нем позиции и предлагая возможные стратегические решения в сфере инвестиций.

Все СХП в соответствии с их положением в матрице Мак-Кинси можно объединить в три группы по принципу приоритетности инвестиций: СХП, имеющие высокий, средний и низкий приоритет инвестиций (см. рис. 3). Рекомендуемые стратегии:

для СХП с высоким приоритетом инвестиций – стратегия роста / инвестирования;

для СХП с низким приоритетом инвестиций – стратегии «сбора урожая» или сокращения, то есть продолжение деятельности без инвестиций или дезинвестирование; в особых случаях, когда существует хорошая возможность восстановления позиций СХП, могут быть использованы разновидности стратегии разворота;

для СХП со средним приоритетом инвестиций стратегические решения принимаются в зависимости от характера ситуации (селективное инвестирование). Выбор осуществляется из широкого спектра возможных стратегий: рост / инвестирование, сохранение и защита достигнутых позиций / реинвестирование, сокращение и ликвидация / дезинвестирование.

При разработке рекомендуемых вариантов стратегий для отдельных СХП студенты должны исходить не только из оценки положения СХП в построенных матрицах, но и из соотношения различных СХП в портфеле организации. Для оценки стратегической привлекательности портфеля организации необходимо проанализировать:

· достаточно ли в портфеле СХП, действующих на очень привлекательных рынках;

· не много ли СХП, имеющих слабую конкурентную позицию;

· соблюдается ли требуемая пропорция между СХП, находящимся на стадиях зарождения и роста, и СХП – на стадиях зрелости и спада;

· достигается ли требуемый баланс между СХП, генерирующими денежную наличность, и СХП, потребляющими денежную наличность, и др.

Для выполнения задания предусмотрены 5 вариантов.

Вариант 1

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ден. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ден. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        113,2
        101,8
        97,5
        108,6
        109,8
        105,2
        108,2
        105,0
        100,7
        98,6

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Размер и темп роста рынка 0,3                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация 0,3                    
4. Влияние внешней среды 0,2                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Относительная позиция на рынке 0,35                    
2. Относительный потенциал производства 0,3                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,2                    
4. Относительный потенциал персонала 0,15                    

Вариант 2

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        112,5
        111,6
        106,8
        97,3
        109,6
        110,4
        98,7
        102,2
        113,6
        95,8

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П  
                   
1. Размер и темп роста рынка 0,25                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация 0,4                    
4. Влияние внешней среды 0,15                    
                         

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Относительная позиция на рынке 0,4                    
2. Относительный потенциал производства 0,3                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,2                    
4. Относительный потенциал персонала 0,1                    
                         

Вариант 3

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        97,4
        99,1
        112,3
        103,5
        103,0
        113,2
        99,6
        108,3
        97,1
        107,4

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Размер и темп роста рынка   0,4                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация   0,3                    
4. Влияние внешней среды   0,1                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Относительная позиция на рынке 0,35                    
2. Относительный потенциал производства 0,2                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,3                    
4. Относительный потенциал персонала 0,15                    

Вариант 4

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        97,0
        97,6
        111,8
        101,3
        98,5
        105,8
        96,7
        102,8
        100,0
        105,2

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Размер и темп роста рынка 0,2                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация 0,35                    
4. Влияние внешней среды 0,25                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции   Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Относительная позиция на рынке 0,2                    
2. Относительный потенциал производства 0,3                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,4                    
4. Относительный потенциал персонала 0,1                    

Вариант 5

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        113,5
        96,1
        108,2
        107,3
        113,7
        101,8
        111,1
        104,5
        99,2
        103,7

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Размер и темп роста рынка 0,2                    
2. Качество рынка 0,1                    
3. Конкурентная ситуация 0,4                    
4. Влияние внешней среды 0,3                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Относительная позиция на рынке 0,2                    
2. Относительный потенциал производства 0,25                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,35                    
4. Относительный потенциал персонала 0,2                    

Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы




double arrow
Сейчас читают про: