Позиция в конкуренции

Рис. 4. Позиционирование СХП на матрице Мак-Кинси

Пример. На рис. 4 изображено СХП, имеющее следующие характеристики: суммарная взвешенная оценка привлекательности рынка – 5,5 балла, суммарная взвешенная оценка позиции в конкуренции – 2,5 балла, емкость рынка – 10 000 тыс. ед., доля на рынке – 25%.

Матрица Мак-Кинси дополняет матрицу БКГ, позволяя оценить положение каждого СХП в портфеле организации с точки зрения привлекательности рынка и занимаемой на нем позиции и предлагая возможные стратегические решения в сфере инвестиций.

Все СХП в соответствии с их положением в матрице Мак-Кинси можно объединить в три группы по принципу приоритетности инвестиций: СХП, имеющие высокий, средний и низкий приоритет инвестиций (см. рис. 3). Рекомендуемые стратегии:

для СХП с высоким приоритетом инвестиций – стратегия роста / инвестирования;

для СХП с низким приоритетом инвестиций – стратегии «сбора урожая» или сокращения, то есть продолжение деятельности без инвестиций или дезинвестирование; в особых случаях, когда существует хорошая возможность восстановления позиций СХП, могут быть использованы разновидности стратегии разворота;

для СХП со средним приоритетом инвестиций стратегические решения принимаются в зависимости от характера ситуации (селективное инвестирование). Выбор осуществляется из широкого спектра возможных стратегий: рост / инвестирование, сохранение и защита достигнутых позиций / реинвестирование, сокращение и ликвидация / дезинвестирование.

При разработке рекомендуемых вариантов стратегий для отдельных СХП студенты должны исходить не только из оценки положения СХП в построенных матрицах, но и из соотношения различных СХП в портфеле организации. Для оценки стратегической привлекательности портфеля организации необходимо проанализировать:

· достаточно ли в портфеле СХП, действующих на очень привлекательных рынках;

· не много ли СХП, имеющих слабую конкурентную позицию;

· соблюдается ли требуемая пропорция между СХП, находящимся на стадиях зарождения и роста, и СХП – на стадиях зрелости и спада;

· достигается ли требуемый баланс между СХП, генерирующими денежную наличность, и СХП, потребляющими денежную наличность, и др.

Для выполнения задания предусмотрены 5 вариантов.

Вариант 1

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ден. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ден. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        113,2
        101,8
        97,5
        108,6
        109,8
        105,2
        108,2
        105,0
        100,7
        98,6

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Размер и темп роста рынка 0,3                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация 0,3                    
4. Влияние внешней среды 0,2                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Относительная позиция на рынке 0,35                    
2. Относительный потенциал производства 0,3                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,2                    
4. Относительный потенциал персонала 0,15                    

Вариант 2

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        112,5
        111,6
        106,8
        97,3
        109,6
        110,4
        98,7
        102,2
        113,6
        95,8

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П  
                   
1. Размер и темп роста рынка 0,25                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация 0,4                    
4. Влияние внешней среды 0,15                    
                         

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Относительная позиция на рынке 0,4                    
2. Относительный потенциал производства 0,3                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,2                    
4. Относительный потенциал персонала 0,1                    
                         

Вариант 3

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        97,4
        99,1
        112,3
        103,5
        103,0
        113,2
        99,6
        108,3
        97,1
        107,4

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Размер и темп роста рынка   0,4                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация   0,3                    
4. Влияние внешней среды   0,1                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Относительная позиция на рынке 0,35                    
2. Относительный потенциал производства 0,2                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,3                    
4. Относительный потенциал персонала 0,15                    

Вариант 4

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        97,0
        97,6
        111,8
        101,3
        98,5
        105,8
        96,7
        102,8
        100,0
        105,2

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                     
1. Размер и темп роста рынка 0,2                    
2. Качество рынка 0,2                    
3. Конкурентная ситуация 0,35                    
4. Влияние внешней среды 0,25                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции   Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Относительная позиция на рынке 0,2                    
2. Относительный потенциал производства 0,3                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,4                    
4. Относительный потенциал персонала 0,1                    

Вариант 5

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
        113,5
        96,1
        108,2
        107,3
        113,7
        101,8
        111,1
        104,5
        99,2
        103,7

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Размер и темп роста рынка 0,2                    
2. Качество рынка 0,1                    
3. Конкурентная ситуация 0,4                    
4. Влияние внешней среды 0,3                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
                   
1. Относительная позиция на рынке 0,2                    
2. Относительный потенциал производства 0,25                    
3. Относительный потенциал НИОКР 0,35                    
4. Относительный потенциал персонала 0,2                    

Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: