Товар: экономическая сущность и свойства

В настоящее время товар – одна из важнейших категорий рынка. Товарная форма благ – это явление историческое. Первым в истории было нетоварное производство (натуральное хозяйство), которое объективно трансформируется в товарное производство и существует вместе с ним. С древних времен человек производит предметы для своего потребления, называемые продуктами, не товарами. Однако с развитием отношений между людьми появляется обмен, т.е. продукт начинает использоваться для обмена. Так появляется понятие товар. С развитием капиталистического производства товар становится всеобщей формой продукта.

Товар представляет собой конечный продукт вложенного в него труда, производимый для обмена на другие различные продукты, а не для собственного потребления. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления. По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы.

Товары, которые могут заменять друг друга (товары-субституты). Иными словами, если потребитель на рынке не может найти необходимый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и величиной стоимости.

Товары, взаимодополняющие друг друга (комплементарные товары). Их потребление представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно.

Независимые товары, которые на данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления.

Можно выделить ряд экономических отношений, возникающих по поводу товаров:

отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара предстает как субъект, готовый к его передаче другому в обмен на нечто равноценное;

отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При этом важно видеть частный характер производства отдельных товаров, который обусловлен обособленностью производителей;

отношения обмена в форме купли-продажи товара. Эти отношения предполагают, с одной стороны, отчуждение товара от его производителей через его продажу, а с другой, присвоение чужого товара через его куплю;

отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта;

отношения потребления. Речь идет об отношениях производственного потребления, если товар относится к средствам производства, и об отношениях личного потребления, если товар относится к предметам потребления.

Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять общественные потребности, т.е. потребности не создателя товара, а других людей. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении.

Стоимость – это свойство товара обмениваться на другие товары в определенном соотношении. Это свойство товара проявляется в обмене, поэтому его называют меновой стоимостью: «Меновая стоимость… представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода...»

То есть первое свойство товара характеризует его со стороны качества, а второе – со стороны количества.

Цена товара – это фундаментальная экономическая категория, которая обычно обозначает количество денег, в обмен на которое продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow