Экономическая природа общественных благ и особенности формирования спроса на них

В зависимости от характера потребления все блага (средства удовлетворения человеческих потребностей) в экономике делятся на чисто частные блага и чисто общественные блага.

Чистое частное благо - такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование199.

Чистое общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет, например национальная оборона, свет маяка и т.д. То есть это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо200.

Общественные блага обладают следующими признаками:

1) признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага201. Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане;

2) признак неконкурентности в потреблении - потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим202. Например, использование света маяка в качестве ориентира одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями203;

3) признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы. Будучи гражданином страны, находясь на территории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям».

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Блага, сочетающие низкую и нулевую конкурентность с достаточно высокой исключаемостью, называют исключаемыми общественными. К ним относятся, например, услуги коммерческих учебных заведений, муниципальных пляжей, соляриев, городских парков, спортивных сооружений и других общественных помещений с установленным и контролируемым режимом совместного использования. Блага, сочетающие высокую конкурентность с низкой исключаемостью и даже направленностью на максимально возможный охват потребителей, называются общими или совместно потребляемыми. К ним относятся благоустроенные пешеходные пути и освещение городских территорий, городские очистные сооружения и уборка мусора, муниципальный транспорт, эфирное радиовещание и телевидение, национальные парки и т.д.

Существуют также квазиобщественные блага - это такие блага, как система образования, библиотеки, музеи, автострады, пожарная охрана, канализация, профилактическая медицина. Они отличаются от общественных благ тем, что люди, не оплатившие эти блага, могут быть исключены из процесса их потребления. Квазиобщественные блага обладают делимостью и могут производиться рынком. Однако часто они обеспечиваются государством благодаря наличию положительных внешних эффектов или значительных выгод перелива.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: