Действиям


— В каждом двигательном действии можно оп­ределить базовые (основные) движения или их со­ставляющие. Они составляют тот минимальный набор, который собственно и определяет данное двигательное действие.

Количество повторений

— Тренирующее (обучающее) воздействие лю­бого упражнения (комплекса упражнений), на­правленного на изменение моторной программы должно изменяться в соответствии с кривой обу­чения (рис. 12), что может служить тестирующим моментом определения уровня сложности предла­гаемого упражнения или степени его усвоения.

Совершенствование техники движений без­гранично. В нем можно выделить два этапа:

а) повышение эффективности технических
действий;

б) стабилизация нового уровня выполнения
движения.

Затем весь этот процесс повторяется на каче­ственно новой ступени.

Можно выделить основные дидактические ал­горитмы, которыъ могут использоваться при обу­чении различным двигательным действиям.

На рис. 13 представлены типичные кривые обучения, полученные с использованием различ­ных дидактических алгоритмов.


Рис. 13 Основные дидактические алгоритмы


Количество повторений

1. В первом дидактическом алгоритме возмож­
но воздействовать на разучиваемое движение
спортсмена целостно; контроль за выполнением
двигательного действия осуществляется также по
нескольким параметрам или целостно.

2. Возможным вариантом обучения техники является использование только одного параметра техники. После момента, когда дальнейшее обуче­ние невозможно, проводится обучение с исполь­зованием второго параметра; контроль за выпол­нением двигательного действия осуществляется по нескольким параметрам или целостно, т.е. осу­ществляется последовательное приближение к за­думанному через параллельное освоение много­численных упрощенных упражнений.

3. Очевидно предположить, что существует возможность воздействия на моторную программу человека, имея только один управляющий и конт­ролируемый показатель техники. Также как и в предыдущем примере, после невозможности про­водить обучение дальнейший процесс осуществ­ляется посредством другого показателя. В опреде­ленных ситуациях этот алгоритм можно рассмат­ривать как частный случай второго.

4. Встречается в практике и такой вариант, ко­гда обучение проводится при введении поправок





по ходу обучения, ориентируясь на промежуточ­ные оценки параметров техники. Другими слова­ми это соответствует принципу "сделай как мо­жешь" - будем исправлять наиболее крупную, гру­бую ошибку ", т.е. это есть метод проб, ошибок и случайного успеха.

Очевидно, что в чистом виде приведенные ал­горитмы обучения в практике почти не встречают­ся, их сочетание дает могучий спектр для выбора наиболее подходящего в конкретной ситуации. Другим очевидным моментом является то, что вы­бор применяемого алгоритма будет определяться сложностью движения; требованиями, которые предъявляются к выполнению движения, т.е. ситу­ация применения и т.п. Расчет количественной оценки времени обучения каждого движения для различных видов алгоритмов и их сочетаний будет различным, но поддающимся относительно точ­ному расчету, а, следовательно, и выбора наиболее оптимального.

Рекомендации В ходе проведения занятий инструктору следу-

при обучении ет учитывать следующее:

движениям — поставив цель, разучить новое движение или

совершенствовать технику старого, необходимо соотнести уровень физической подготовленности занимающихся и способствовать исключению ри­ска получения ими травмы;

- до начала обучения следует определить, как
лучше обучать данному движению — как единому
целому или по частям;

—демонстрация и устные рекомендации долж­ны максимально соответствовать тому, чего инст­руктор хочет добиться от учеников;

—при освоении нового движения, продемон­стрировав его выполнение, можно предложить за­нимающимся представить его мысленно, в голове, а потом приступить к реальному выполнению;

- варьировать темп и скорость. Выполнив уп­
ражнение несколько раз в два раза медленнее,


Механизмы энергообеспече­ния


лишь затем приступать его выполнению с нор­мальной скоростью;

—давать устные и/или визуальные подсказки для выполнения тех элементов движения, от кото­рых в большей степени зависит его успех;

—не давать более 5-7 подсказок для каждого осваиваемого движения — любая лишняя инфор­мация будет забыта или не будет воспринята;

—указывать занимающимся на схожесть разу­чиваемых движений (или их частей) с теми, кото­рыми они уже владеют, но, возможно, сами этой связи не замечают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: