1)непосредственное правотворчество народа – референдум;
2)правотворчество государственных органов;
3)правотворчество органов местного самоуправления, общественных организаций, других негосударственных структур.
Функции:
1)издание новых нормативно-правовых актов;
2)отмена устаревших нормативно-правовых актов;
3)восполнение пробелов в праве.
Принципы:
1)принцип научности – в процессе подготовки нормативно-правовых актов важно изучить социальную политическую ситуацию, использовать достижения науки;
2)принцип профессионализма – деятельностью должны заниматься компетентные лица или органы (юристы, экономисты, политики);
3)принцип законности - данная деятельность должна осуществляется в рамках и на основе Конституции РФ;
4)принцип гласности – открытость правотворческого процесса для широкой общественности;
5)принцип демократизма – характеризует степень участия граждан в процессе и учет общественного мнения при разработке, применения нормативно-правовых актов.
|
|
Стадии законотворчества (в Конституции РФ).
Систематизация законодательства (Систематизация).
Систематизация законодательства – это целенаправленная работа законодателя по упорядочиванию и проведение в единую систему действия законодательных актов с целью их доступности, эффективности применения.
Систематизация:
1)создание системы законов удобной, доступной для пользования;
2)устранение устаревших неэффективных норм;
3)ликвидация пробелов и обоснование законодательства.
Виды:
1) инкорпорация – вид систематизации, в котором действующие нормативно-правовые акты сводятся в единую, без изменения их содержания, переработку и в редактирование. Результатом являются различные сборники, которые формируются по тематическому принципу, т.е. по предмету прав регулирования, к хронологическому признаку, т.е. году издания.
Официальная - рассмотрение судебных дел (Собрание законодательства РФ).
Неофициальная – сборники нормативно-правовых актов по отраслям, изданные в учебных целях.
2) консолидация – вид систематизации, путем объединения нормативно-правовых актов без изменения их содержания, при этом нормативно-правовые акты теряют свое самостоятельное значение и объединяются по принципу отношения к одному виду деятельности (образование, здравоохранение, охрана природы).
3) кодификация – вид систематизации, который предлагает переработку норм права по содержанию и системному изложению в новом законе. Это более высокий уровень по сравнению с предыдущим, в результате чего происходит начальная переработка действующих юридических норм, устраняются противоречия, несогласованность, устраняются устаревшие нормы, восполняются пробелы, на смену большому количеству нормативный актов приходит единый акт (Кодексы, положения, уставы).
Виды:
Всеобщая кодификация – переработке подвергаются все законы.
Отраслевая кодификация – охватывает нормы какого-либо правового института.