Органы управления

К органам управления оборудованием относятся устройства, при помощи которых осуществляется пуск машин, регулирование ее движения и останов машин. Безопасность работы на оборудовании прежде всего зависит от конструкции, удобного расположения и безотказности действия органов управления. Они располагаются либо непосредственно на оборудовании, либо выносятся на специальный пульт, удаленный на некоторое расстояние от опасной зоны. В последнем случае такое управление называют дистанционным.

Дистанционным управление оборудуют крупные станки, прессы, нагревательные печи, подъемные устройства и т. п. Органы управления на оборудовании должны располагаться доступно и удобно для обслуживания с основного рабочего места, не требовать напряженности рабочего, быстро останавливать механизм и надежно его фиксировать в нужном положении. Площадка, на которой располагаются органы управления, должна соответствовать особенностям данного рабочего места и быть, по возможности, небольшой. Рабочий не должен вставать (при работе сидя), нагибаться, нарушать равновесие тела при управлении машиной.

Органы управления нельзя располагать ниже 1 и выше 1,6 м от пола, а по фронту машин более 0,6 м в правую и левую стороны от основного положения рабочего. Удобство обслуживания достигается тем, что движения рукояток, рычагов, маховиков приспосабливают к привычным человеку движениям: подача рычага вперед вызывает соответствующее движение механизма вперед, от себя; вращение ручки по часовой стрелке вызывает рабочий ход, а против часовой – холостой ход механизма; нажатие педали вниз приводит к движению ползуна вниз и т. д. Форма и размеры ручных органов управления должны учитывать характер и тяжесть производимого ими перемещения, но во всех случаях быть в пределах нормальной хватки руки. Усилия, прикладываемые на рукоятки, принимаются равными от 0,5 до 12 кг. Наиболее удобным и безопасным является кнопочное управление.

Тормозные системы оборудования по принципу действия и конструкции разнообразны, но основное их назначение – быстрая остановка машины. Обычно тормозные системы связаны с пусковыми устройствами таким образом, чтобы вслед за выключением движения тормоз автоматически приводился в действие, останавливая движущиеся части машины и отводя их в требуемое положение. Такая блокировка органов останова и тормозных систем особенно необходима для прессов при фиксации пуансона в верхнем положении и для станков, если требуется определенное положение движущихся узлов при установке или снятии деталей.

Для устранения случайного включения механизма в ход все ручные органы управления снабжаются фиксаторами (запорами), не допускающими такого включения. Фиксаторы выполняются в виде подпружиненных шариков, входящих в углубления, штифтов или гнезд, определяющих положение рукоятки или рычага. Для приведение в действие таких органов необходимо предварительно открыть запор и уже затем приводить в движение этот орган.

Предупреждение случайного пуска механизма достигается также автоблокировкой, широко применяемой на прессах и станках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: