По дисциплине «философия»

Д.ф.н., проф.Стоцкая Т.Г.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Часть I. История философии

I. Философия, ее место в культуре, смысл и предназначение.

II. Философия Древнего Востока (Индия, Китай).

III. Феномен античной философии.

IV. Особенности средневековой философии.

V. Философия Нового времени.

VI. Немецкая классическая философия.

VII. Неклассическая и постклассическая западная философия.

VIII. Русская философия: от истоков до наших дней.

Часть II. Проблемы философии

IX. Проблемы онтологии: бытие, материя, диалектика.

X. Проблемы гносеологии: сознание, познание, истина.

XI. Проблемы антропологии: человек и личность.

XII. Проблемы аксиологии: ценности бытия и человека.

XIII. Философия природы и культуры.

XIV. Философские проблемы науки.

XV. Философия общества и истории.

XVI. Философия и будущее современной цивилизации.

Часть I. История философии

Философия, ее место в культуре, смысл и предназначение.

                               
   
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем
 
   
 
 
Три основные формы мировоззрения, выделяемые в истории человечества
 
       
 
 
Мифология
 
Религия
 
Философия

                               
 
Философия– особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
 
   
     
 
 
 
Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического
   
Основные стадии эволюции философии как мировоззрения
 
 
   
   
 
 
- философское мировоззрение основано на знании (а не на вере);
 
   
 
 
- философское мировоззрение опирается на четкие понятия и категории.
 
   
- Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени)..
 


Структура философии


Функции философии

       
 
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, назначение.
 
   
 
 
 
 


Философия Древнего Востока (Индия, Китай)

                     
 
Китайская философия
 
     
 
 
     
 
   
   
 



Даосизм

           
 
   
 
 
   
- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).


- Ригведа;
- Самаведа;
- Яджурведа;
- Атхарваведа.
Эпический этап (VI – II вв. до н.э.), наиболее известными источниками которого являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
Философские школы, развивающие ведическое учение («даршаны»), возникающие в этот период
- йога;
- ньяя;
- веданта;
- миманса;
- вайшешина;
- санкхья.
Эра сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.), - завершает период древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.
В XVIII – XX вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Древнеиндийская философия

       
 
   
Ведический период (XV – VI вв. до н.э.). Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племена арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части ведупанишады, в которых дается философская трактовка содержания вед.
 


     
 
 
 



 
 

Феномен античной философии

   
 
 
 




 
 
- атомисты.

Философия Сократа



Философия Платона



Философия Аристотеля

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

             
     
 
   
 
 



       
   
 

Феномен средневековой философии


- мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- господствовали догматы о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе – в Библии);
- Тертуллиан Карфагенский (160-220);
- Николай из Отрекура (XIV в.).
- Уильям Оккам (1285-1349);
- Пьер Абеляр (1079-1142);
- Ансельм Кентерберийский (1033-1109);
- Фома Аквинский (1225-1274);
- Боэций (480-524);
- Альберт Великий (1193-1280);
- Августин Блаженный (354-430);
Наиболее яркие представители
- начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв.н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);
- отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
Основные черты
Особенности
Средневековая теологическая философия – ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творения.


- основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля
- идея (форма) вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
- форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
- форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
- суть любой вещи – единство формы и материи;
- все состоит из материи и формы (идеи);
Исходя из данных посылок, согласно Фоме
- сущность и существование едины только в Боге, то есть Бог не может быть обратим – он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.
- доказывает, что бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, т.е. мир непостоянен;
- считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию), это одна из ключевых идей католичества;
Исследуя проблему бытия, Фома Аквинский
- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
- причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего – Бог;
- движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
Пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского
- автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви;
- крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики;
Фома Аквинский(1225-1274) – доминиканский монах
Философия Фомы Аквинского
Философия Фомы Аквинского

Философия эпохи Возрождения

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
- повышение уровня образованности в Европе в целом;
- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
- появление первых парламентов;
- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
- развитие ремесла и торговли;
- кризис феодализма;
- совершенствование орудий труда и производственных отношений;
Предпосылки возникновения
- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.




       
 
 
   
 

Философия Нового времени



Особенности
Эмпиризм
Проблема познания в философии Ф. Бэкона (Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель (в 1620-1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе лицо в стране после короля), основатель эмпирического (опытного) направления в философии).
Философия Ф. Бэкона


                 
   
     
 
Основные положения
 
 
 
   
 
     
 
 

- следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
- мыслить может реально существующий человек;
- сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит;
- следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
- в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т.д.);
- зато в абсолютно любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);
Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма
- выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
- стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направления в философии;
- выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
- обосновал ведущую роль разума в познании;
Значение философии Декарта
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый-математик. Является автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».
- поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
Философия Р.Декарта
- был убежденным материалистом;
- в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
- целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека;
- разработал теорию государства;
- считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
- решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
Философские воззрения
Томас Гоббс (1588 – 1679) – ученик и продолжатель философской традиции Ф.Бэкона
- первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Философия Т.Гоббса
- идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, Который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
- цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
- источником опыта выступает внешний мир;
- сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт, - tabula rasa);
- в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
- мир материалистичен;
Основные положения философии Дж. Локка
Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени
- идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Философия Дж.Локка
- человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» - приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти;
- без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
- проблема отношения бытия и духа неразрешима;
- человеческое сознание склонно к идеям;
- сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы – опыта, знаний, чувств);
Основные идеи
Дэвид Юм (1711 – 1776) – английский философ, субъективный идеалист
- аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
Философия Д.Юма
Немецкая классическая философия


Философия И.Канта

       
 
Историческое значение философии Канта
 
   
 
 



- единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействуют;
- все – Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);
Механизм развития (от абстрактного к конкретному)
- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития (бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом);
- данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность (антитезис бытия – «небытие»);
- существует определенный тезис (в качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие»);
Диалектика (понятие впервые четко сформулировано Гегелем) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики
Философия Гегеля
- отрицание диалектики;
- отрицание единства философии и религии;
- доказательство невозможности отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
- отрицание наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
- отрицание идеи тождества бытия и мышления;
Критика идеалистической философии
- философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
Философия Л.Фейербаха


Марксизм

- превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис традиционных буржуазных ценностей (брака, нравственности).
- нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848-1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
- крушение идеалов Великой французской реаолюции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
- бурное развитие науки и техники;
- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в. и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
Явления, способствовавшие возникновению марксизма и марксистской философии
- «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.
- «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельса;
- «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
- «Диалектика природы» Ф.Энгельса;
- «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К.Маркса и Ф.Энгельса;
- «Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса;
- «Экономическо-философские рукописи 1844г.» К.Маркса;
- «Капитал» К.Маркса;
- «Тезисы о Фейербахе» К.Маркса;
Главные произведения основателей марксизма
Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во 2-ой половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм)

- для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
- основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;
- философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
- философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
- философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением – она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
- метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
- позитивная (основана на науке).
Позитивизм – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX в., прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен в настоящее время. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).
- философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
 
 
- доиндустриальное общество;
- индустриальное общество;
- традиционное общество;
- теологическая (мировоззрение основано на религии);
Стадии технического развития
Стадии интеллектуального развития
Двойственность эволюции
Позитивное (научное) знание как основа философии (отказа как от материализма, так и от идеализма)
Философия Огюста Конта
Позитивизм
легла в основу
Современные направления философии – прагматизм и экзистенциализм
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т.д., - а бытие человека в мире, то есть жизнь, единственную реальность для человека. Одним из основоположников «философии жизни» является Фридрих Ницше (1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» - экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»)
Иррационализм (2-я половина XIX в.) – направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь
Иррационализм
Цель филосо- фии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру
- «воля к власти». В большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».
- неуправляемая, бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты;
- воля внутри самого человека («внутренний стержень»);
- «воля к жизни»;
Воля (лежит в основе как жизни, так и окружающего мира)
Жизнь (стержневое понятие данной философии) – мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека
«Философия жизни» Фридриха Ницше (1844-1900) явилась предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни, - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.
Философия жизни
Отрицательные эмоции, нереализованные желания – все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей»
Особая форма жизни бессознательного – сны. По Фрейду, сны – это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности
Способ психологической защиты – реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики
Существует бессознательное – особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание
Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Основополагающие открытия, сделанные З. Фрейдом
Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества
Психоанализ
- основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки, лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами;
- логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой);
- главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир;
- Л. Витгенштейн (1889-1951).
- Б. Рассел (1872-1970);
- представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич);
Основные представители
- философы «Венского кружка» (М. Шлик - основатель; его последователи – Р. Карнап, О. Нейрат, Г.Рейехенбах);
Основные идеи
Неопозитивизм(был популярен и распространен в 1-й половине и середине XX в.)
- другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
- большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения;
Неопозитивизм
Экзистенциализм

                 
   
Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е – 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Причины, способствовавшие в 20-е – 70-е гг. XX в. актуализации и расцвету экзистенциализма:
   
 
 
   
 
   
 


             
 
- бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
 
   
Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом
   
 
 
   
 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow