История аудита в России

В России слово "аудит" появилось во времена Петра I и означало "слушающий". Институт аудиторов был введен в армии, где они зани­мались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки органи­зации образования и сдачи экзаменов аудиторами. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами, однако признания они не полу­чили, хотя ревизоры существовали всегда. Но между аудитором и ре­визором огромная разница. Если ревизор - это глаза и уши начальника и проводит ревизию как бы вертикально, по указанию начальника, который ему платит, то аудитор работает совсем по иной схеме. Провер­ка аудитора - это проверка по горизонтали.

Прообразом современных аудиторских фирм в России прошлого века являлся институт присяжных бухгалтеров. Попытки создания этого института были предприняты в период очень высоких темпов экономического развития России.

В 1891 г. при счетоводных курсах Ф.В. Езерского был созван съезд счетоводов в числе его постановлений было одно, посвященное от­крытию Общества счетоводов. В Уставе Общества от 17 февраля 1892 г. говорилось, что присяжными счетоводами (ныне - аудиторами) мо­гут быть только лица: 1) специально занимающиеся счетоводством; 2) прослужившие на должности счетовода не менее 3-х лет; 3) имеющие свидетельство о знании всех существующих систем счетоводства.

Предполагалось, что присяжные счетоводы будут проводить реви­зию различных систем счетоводства, экспертизу и организацию пра­вильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. Од­ной из основных обязанностей присяжных счетоводов было соблюде­ние тайн фирм и вверенных им дел.

На третьем съезде счетоводов (1898 г.) был составлен проект ново­го положения. На собрании Общества 18 декабря 1884 года И. Д. Гопфенгаузеном был прочитан доклад, с предложением обратиться к пра­вительству, с просьбой об учреждении Института бухгалтеров и при­сяжных счетоводов. Однако попытка, создания этого Института прова­лилась.

Через некоторое время русский бухгалтер Федор Иоганович Бельмер снова поставил вопрос об Институте (1909 г.). Однако и эта попытка не имела успеха.

Спорным, например, был вопрос о квалификации профессиональ­ных бухгалтеров. В сущности, варьируя названиями, все сходилось в том, что люди счетной профессии должны быть разделены по квали­фикациям на различные категории. Однако мнения ведущих специали­стов (Гопфенгаузен, Белов, Бельмер, Езерский) по этому поводу разде­лились. Общим для всех позиций являлось лишь требование опреде­ленного стажа практической работы (3-7 лет).

НЭП, оживив товарно-денежные отношения, вновь (после попыток создания Института присяжных бухгалтеров) поставил вопрос о необ­ходимости независимой бухгалтерской экспертизы) на повестку дня.

Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции создает в 1924 г. орган независимого финансового контроля - Институт госу­дарственных бухгалтеров - экспертов (ИГБЭ) при НКРКИ СССР.

Институт был сформирован в целях содействия и правильной по­становки счетоводства и отчетности на государственных, концессион­ных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предпри­ятиях, а также для дачи заключений по вопросам счетоводства и от­четности по требованию государственных органов.

Первые шаги ИГБЭ выразились в проведении экспертиз отчетности и документов, а также в составлении заключений по отдельным вопро­сам бухгалтерского учета. Экспертизы проводились по требованию государственных учреждений, судебных органов, частных лиц и учре­ждений. Обнаруженные недочеты и достижения в области постановки счетоводства и отчетности не публиковались. Постепенно этот недос­таток был преодолен.

При Центральном бюро ИГБЭ было создано несколько секций. Эти секции были заняты проведением счетных экспертиз далеко не судеб­ного, а по существу, чисто аудиторского свойства.

Для качественного выполнения экспертизы бухгалтер должен был обладать соответствующей квалификацией. Поэтому при зачислении в действительные члены ИГБЭ к кандидату предъявлялось требование о наличии определенного стажа работы по одному из видов счетоводств: бюджетному, промышленному, кооперативному, торговому, сельско­хозяйственному.

Счетно-бухгалтерская экспертиза имела своей целью проверку пра­вильности бухгалтерских данных, включая обследование организаций и ведение счетоводства. Счетные записи использовались для установ­ления истинного положения дел, причин, следствий, касающихся хо­зяйственной деятельности и были средством контроля этой деятельности.

В структуре ИГБЭ имелись как центральные, так и местные орга­ны. Деятельность последних заключалась в производстве судебной и налоговой экспертизы, работе по заданиям НКРКИ, работе по запро­сам учреждений и организаций в определении квалификации счетных работников.

В 1928 - 1929 гг. Институт выпускал лучший по тем временам про­фессиональный журнал - «Вестник ИГБЭ».

К 1928 г. Институт получил международное признание. Один из самых знаменитых западных бухгалтеров XX века Р. Монтгомери, бу­дучи избран президентом III Международного конгресса бухгалтеров, пригласил представителей ИГБЭ для участия в разработке программы конгресса и в его работе.

В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на поиске упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выискивании ошибок и отступлений в отчетности, нахождении и наказании винов­ных.

Изменения по отношению к аудиту произошли только в 90-х годах. С выходом Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года за N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденные «Временные правила аудиторской деятель­ности в Российской Федерации» определили основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля.

Первой предпосылкой создания аудиторской службы в России стало изменение структуры управления народным хозяйством; лик­видация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведом­ственного контроля. B момент, когда большинство пред­приятий получило финансовую и хозяйственную самостоятельность, сложилось положение, при котором их стало некому проверять, так как исчезли вышестоящие инстанции.

Другой предпосылкой развития аудита является процесс привати­зации и разгосударствления экономики и переход к рыночным отно­шениям. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же ими реальных собственников - ак­ционеров или частных владельцев - в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и, что важно, эффек­тивности финансовой деятельности предприятий и достоверного уче­та. Для владельца важно не только знать это самому, но и доказать это государству, а также суметь убедить в этом третьи лица, с которыми предприятие вступает в отношения и от которых зависит его дальнейшее благополучие. Поскольку в рыночной экономике объективно существует несовпадение интересов администрации предприятия и поль­зователей информации о его финансовом состоянии, такое доказатель­ство может быть представлено только авторитетным и независимым экспертом, каковым выступает аудитор.

На современном этапе аудиторская деятельность в РФ регламентируется ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.01.г. и аудиторскими стандартами, которых в настоящее время принято 34.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: