В России слово "аудит" появилось во времена Петра I и означало "слушающий". Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами, однако признания они не получили, хотя ревизоры существовали всегда. Но между аудитором и ревизором огромная разница. Если ревизор - это глаза и уши начальника и проводит ревизию как бы вертикально, по указанию начальника, который ему платит, то аудитор работает совсем по иной схеме. Проверка аудитора - это проверка по горизонтали.
Прообразом современных аудиторских фирм в России прошлого века являлся институт присяжных бухгалтеров. Попытки создания этого института были предприняты в период очень высоких темпов экономического развития России.
В 1891 г. при счетоводных курсах Ф.В. Езерского был созван съезд счетоводов в числе его постановлений было одно, посвященное открытию Общества счетоводов. В Уставе Общества от 17 февраля 1892 г. говорилось, что присяжными счетоводами (ныне - аудиторами) могут быть только лица: 1) специально занимающиеся счетоводством; 2) прослужившие на должности счетовода не менее 3-х лет; 3) имеющие свидетельство о знании всех существующих систем счетоводства.
|
|
Предполагалось, что присяжные счетоводы будут проводить ревизию различных систем счетоводства, экспертизу и организацию правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. Одной из основных обязанностей присяжных счетоводов было соблюдение тайн фирм и вверенных им дел.
На третьем съезде счетоводов (1898 г.) был составлен проект нового положения. На собрании Общества 18 декабря 1884 года И. Д. Гопфенгаузеном был прочитан доклад, с предложением обратиться к правительству, с просьбой об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. Однако попытка, создания этого Института провалилась.
Через некоторое время русский бухгалтер Федор Иоганович Бельмер снова поставил вопрос об Институте (1909 г.). Однако и эта попытка не имела успеха.
Спорным, например, был вопрос о квалификации профессиональных бухгалтеров. В сущности, варьируя названиями, все сходилось в том, что люди счетной профессии должны быть разделены по квалификациям на различные категории. Однако мнения ведущих специалистов (Гопфенгаузен, Белов, Бельмер, Езерский) по этому поводу разделились. Общим для всех позиций являлось лишь требование определенного стажа практической работы (3-7 лет).
|
|
НЭП, оживив товарно-денежные отношения, вновь (после попыток создания Института присяжных бухгалтеров) поставил вопрос о необходимости независимой бухгалтерской экспертизы) на повестку дня.
Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции создает в 1924 г. орган независимого финансового контроля - Институт государственных бухгалтеров - экспертов (ИГБЭ) при НКРКИ СССР.
Институт был сформирован в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности на государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях, а также для дачи заключений по вопросам счетоводства и отчетности по требованию государственных органов.
Первые шаги ИГБЭ выразились в проведении экспертиз отчетности и документов, а также в составлении заключений по отдельным вопросам бухгалтерского учета. Экспертизы проводились по требованию государственных учреждений, судебных органов, частных лиц и учреждений. Обнаруженные недочеты и достижения в области постановки счетоводства и отчетности не публиковались. Постепенно этот недостаток был преодолен.
При Центральном бюро ИГБЭ было создано несколько секций. Эти секции были заняты проведением счетных экспертиз далеко не судебного, а по существу, чисто аудиторского свойства.
Для качественного выполнения экспертизы бухгалтер должен был обладать соответствующей квалификацией. Поэтому при зачислении в действительные члены ИГБЭ к кандидату предъявлялось требование о наличии определенного стажа работы по одному из видов счетоводств: бюджетному, промышленному, кооперативному, торговому, сельскохозяйственному.
Счетно-бухгалтерская экспертиза имела своей целью проверку правильности бухгалтерских данных, включая обследование организаций и ведение счетоводства. Счетные записи использовались для установления истинного положения дел, причин, следствий, касающихся хозяйственной деятельности и были средством контроля этой деятельности.
В структуре ИГБЭ имелись как центральные, так и местные органы. Деятельность последних заключалась в производстве судебной и налоговой экспертизы, работе по заданиям НКРКИ, работе по запросам учреждений и организаций в определении квалификации счетных работников.
В 1928 - 1929 гг. Институт выпускал лучший по тем временам профессиональный журнал - «Вестник ИГБЭ».
К 1928 г. Институт получил международное признание. Один из самых знаменитых западных бухгалтеров XX века Р. Монтгомери, будучи избран президентом III Международного конгресса бухгалтеров, пригласил представителей ИГБЭ для участия в разработке программы конгресса и в его работе.
В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на поиске упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выискивании ошибок и отступлений в отчетности, нахождении и наказании виновных.
Изменения по отношению к аудиту произошли только в 90-х годах. С выходом Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года за N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденные «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации» определили основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля.
Первой предпосылкой создания аудиторской службы в России стало изменение структуры управления народным хозяйством; ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля. B момент, когда большинство предприятий получило финансовую и хозяйственную самостоятельность, сложилось положение, при котором их стало некому проверять, так как исчезли вышестоящие инстанции.
|
|
Другой предпосылкой развития аудита является процесс приватизации и разгосударствления экономики и переход к рыночным отношениям. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же ими реальных собственников - акционеров или частных владельцев - в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и, что важно, эффективности финансовой деятельности предприятий и достоверного учета. Для владельца важно не только знать это самому, но и доказать это государству, а также суметь убедить в этом третьи лица, с которыми предприятие вступает в отношения и от которых зависит его дальнейшее благополучие. Поскольку в рыночной экономике объективно существует несовпадение интересов администрации предприятия и пользователей информации о его финансовом состоянии, такое доказательство может быть представлено только авторитетным и независимым экспертом, каковым выступает аудитор.
На современном этапе аудиторская деятельность в РФ регламентируется ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.01.г. и аудиторскими стандартами, которых в настоящее время принято 34.