Полет — сам период полета, для целей Токийской конвенции 1963 г. -- «с момента включения двигателей в целях, взлета до момента окончания пробега при посадке», Монреальской конвенции 1971 г. - «с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки...», - основополагающий при решении вопроса о применимом праве, при определении юрисдикции гос-в в отношении воздушных судов, грузов, пассажиров и багажа, находящихся на борту, а также лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации.
Регулярные воздушные сообщения осуществляются на основании выдаваемых государствами разрешений (ЧК). Уполномоченные авиапредприятия назначаются в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении.
Статья 5 ЧК - 1) возможность осуществления нерегулярных полетов на территорию государств, 2) транзитных беспересадочных полетов через его территорию, а также 3) возможность совершения посадок с некоммерческими целями без получения предварительного разрешения. На практике не применяется. Могут заключаться дву- или многосторонних соглашения, устанавливающие порядок нерегулярных полетов. Пересечение границы: по специально выделенным воздушным коридорам с соблюдением правил.
|
|
Регулирование коммерческой деятельности воздушно-транспортных предприятий, действующих на территории государства.
Понятие международных воздушных перевозок раскрывается через т.н. «свободы воздуха»:
1) право на транзитный полет без посадки на территории государства,
2) право на транзитный полет с посадкой на территории государства в некоммерческих целях (для дозаправки или ремонта),
3) право выгрузки пассажиров, грузов и багажа, взятых на борт в государстве регистрации (эксплуатанта) воздушного судна,
4) право загрузки пассажиров, грузов, багажа, которые направляются в государство регистрации (эксплуатанта) воздушного судна,
5) право загрузки / выгрузки пассажиров, грузов, багажа, взятых на борт в / направляющихся в любое третье государство.
Обычно правовой режим международных воздушных перевозок регулируется в двустороннем порядке.
В пределах своей территории государство обладает административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикцией по отношению к воздушным судам, их экипажу и находящимся на этих судах пассажирам, грузам и почте. ВС обязаны выполнять все требования законодательства г-ва.
За нарушение правил использования воздушного права - уголовная или административная ответственность командира и экипажа судна, а также ответственность государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна.
Применяют силу против гражданских воздушных судов, нарушивших их воздушный суверенитет. ЧК (1984) обязательство воздерживаться от применения силы против гражданских судов в полете: право потребовать посадки данного судна в любом указанном ею аэропорту. Перехват — крайняя мера.