Правовой режим космических объектов и статус космонавтов

Косм. объекты - искусственные спутники Земли, косм. станции, косм. корабли многоразового использования, косм. ракеты, транспортные косм. системы, размещенные на Луне и др. неб. телах или в их недрах, косм. аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения, в т.ч. обитаемые станции. Составные части косм. объекта, средство его доставки и его части считаются отдельными космическими объектами.

Всякая космическая система состоит из собственного косм. сегмента и наземного сегмента (аппаратура управления косм. сегментом, слежения за ним и передача или прием информации). Пр. статус наземного сегмента определяется нац. законодательства государства, под юрисдикцией которого он находится.

Пр. статус объектов, относящихся к косм. сегменту, установлен в Д. по космосу, в Соглашение о Луне, а также в Соглашение о спасении космонавтов, возвращение космонавтов и возвращение объектов, запущенных в косм. пространство, 1968 г. (Соглашение и спасении) и в Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 (Конвенция о регистрации). Кроме того, пр. статус косм. объектов может дополняться положениями, содерж. в соглашениях, учреждающих межд. организации, кот. осущ. косм. дея-сть, и в соглашениях о создании межд. косм. станций.

Косм. объект д\б зарегистрирован запускающим гос-вом или межд. межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность.

Запускающее государство (организация) - государство, кот. осущ. или организует запуск косм. объекта, либо государство, с территории или установок кот. осущ. запуск.

Юрисдикция и контроль над косм. объектом сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе.

ПС на косм. объекты сохраняются за государством регистрации во время их нахождения в космосе или по возвращении на Землю. Косм. объекты или их составные части, обнаруженные за пределами территории государства регистрации, д\б возвращены этому государству. Расходы по обнаружению и возвращению косм. объекта несет запускающее государство.

Косм. объекты на Луне и др. неб. телах д\б открыты для представителей др. государств на основе взаимности. О посещении д/б сделано заблаговременное сообщение в интересах безопасности и продолжения нормального функционирования объекта.

Космические объекты могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности небесных тел или в их недрах.

Размещение косм. объекта на поверхности или в недрах небесного тела не создает ПС на связанные с объектом участки.

На борту косм. объектов могут использоваться ядерные реакторы на опред. условиях (Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве; приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г.).

Правовой статус космонавтов. Согласно Д. ООН по космосу, космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Они имеют право на помощь государств – участников Д. в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностр. гос-ва или в открытом море. При вынужденной посадке космонавты д\б в безопасности и незамедлительно возвращены государству регистрации.

Космонавты обязаны оказывать помощь друг другу в космическом пространстве и на небесных телах.

Государство регистрации сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем космического объекта во время его нахождения в космосе.

Космонавты имеют право свободно передвигаться по поверхности Луны и др.неб.тел.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: