Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности

В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государственного управления, присущий в той или иной мере всем органам государственного управления, в качестве которых, как известно, выступают, прежде всего, органы исполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми являются:

― защита экономического правопорядка;

― распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;

― контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

― стимулирование развития какой—либо отрасли в заданном на­правлении.

Действия по реализации указанных функций находят свое внеш­нее выражение в определенных формах и осуществляются посред­ством различных способов.

Таким образом, государственное регулирование предприниматель­ской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.

Важнейшими формамигосударственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

1) прогнозирование представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития;

2) планирование— это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах;

3) денежная политика использует такие инструменты как цены, налоги, валютное регулирование;

4) антимонопольное регулирование направлено на обеспече­ние условий для развития конкуренции как основы предпринима­тельства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Способыгосударственного регулирования предпринимательс­кой деятельности условно можно разделить на:

1) административные представляют собой приемы односторон­него воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:

― установление правил поведения общеобязательно­го или частного характера, т. е. определенного режима в сфере реали­зации исполнительной власти;

― предписание об обязательном совер­шении определенных действий;

― утверждение конкретных (адресных) заданий;

― разрешение определенных действий (например, вы­дача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);

― регистрация определенных действий;

― установление стандартов, квот и т. п.;

― ограничение определенных действий др.

2) экономические представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т. д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. од­новременно могут иметь властно—распорядительный характер и эко­номическое содержание.

В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о ква­лификации этих способов. Более того, иногда они именуются не спо­собами, а методами. Одни авторы указывают на существование уни­версальных методов применительно к любой деятельности—убежде­ния и принуждения, другие считают, что административные и эконо­мические методы — это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы. Тем не менее, представ­ляется, что метод — это более общая категория, объединяющая конк­ретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.

3. Планирование как элемент государственного регулирования хозяйственной деятельности. Формы планирования. разработка планов и прогнозов экономического развития

Планированиепредставляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных).

Прогноз социально—экономического развития — система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально—экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально—экономического развития Республики Беларусь включает:

― на долгосрочную перспективу — национальную стратегию устойчивого социально—экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально—экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

― на среднесрочную перспективу — программу социально—экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

― на краткосрочный период — годовой прогноз социально—экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально—экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально—экономической, демографической и экологической ситуации, научно—технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно—территориальным единицам.

Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально—экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно—технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

Программа социально—экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.

В программе социально—экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

― оценка итогов социально—экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;

― концепция программы социально—экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;

― макроэкономическая политика, включая бюджетно—налоговую, денежно—кредитную и валютную политику;

― институциональные преобразования;

― инвестиционная и структурная политика;

― внешнеэкономическая деятельность;

― развитие реального сектора экономики;

― социальная политика;

― проблемы экологии и охраны окружающей среды.

Программа социально—экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Данные программы социально—экономического развития на среднесрочную перспективу используются при разработке прогноза социально—экономического развития на краткосрочную перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: