В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государственного управления, присущий в той или иной мере всем органам государственного управления, в качестве которых, как известно, выступают, прежде всего, органы исполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми являются:
― защита экономического правопорядка;
― распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;
― контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
― стимулирование развития какой—либо отрасли в заданном направлении.
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.
|
|
Важнейшими формамигосударственного регулирования предпринимательской деятельности являются:
1) прогнозирование — представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития;
2) планирование— это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах;
3) денежная политика — использует такие инструменты как цены, налоги, валютное регулирование;
4) антимонопольное регулирование — направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Способыгосударственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на:
1) административные — представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:
― установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т. е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;
|
|
― предписание об обязательном совершении определенных действий;
― утверждение конкретных (адресных) заданий;
― разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
― регистрация определенных действий;
― установление стандартов, квот и т. п.;
― ограничение определенных действий др.
2) экономические — представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т. д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.
Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно—распорядительный характер и экономическое содержание.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о квалификации этих способов. Более того, иногда они именуются не способами, а методами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности—убеждения и принуждения, другие считают, что административные и экономические методы — это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы. Тем не менее, представляется, что метод — это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.
3. Планирование как элемент государственного регулирования хозяйственной деятельности. Формы планирования. разработка планов и прогнозов экономического развития
Планированиепредставляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных).
Прогноз социально—экономического развития — система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально—экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Система государственных прогнозов социально—экономического развития Республики Беларусь включает:
― на долгосрочную перспективу — национальную стратегию устойчивого социально—экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально—экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
― на среднесрочную перспективу — программу социально—экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
― на краткосрочный период — годовой прогноз социально—экономического развития Республики Беларусь.
Разработка государственных прогнозов социально—экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.
Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально—экономической, демографической и экологической ситуации, научно—технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.
Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно—территориальным единицам.
Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
|
|
Прогнозы социально—экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно—технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Программа социально—экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.
В программе социально—экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
― оценка итогов социально—экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;
― концепция программы социально—экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;
― макроэкономическая политика, включая бюджетно—налоговую, денежно—кредитную и валютную политику;
― институциональные преобразования;
― инвестиционная и структурная политика;
― внешнеэкономическая деятельность;
― развитие реального сектора экономики;
― социальная политика;
― проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Программа социально—экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.
Данные программы социально—экономического развития на среднесрочную перспективу используются при разработке прогноза социально—экономического развития на краткосрочную перспективу.