Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:
1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков
(когнитивный | компонент | ШД); |
2) постоянные нарушения | эмоционально-личностного | отношения к |
отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный
компонент | ШД); |
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в | процессе |
обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).
У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все 3 приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования ШД.
3.4. Задачи психологов и педагогов, работающих с детьми "группы риска"
|
|
Задача психолога, работающего с ребенком группы риска школьной дезадаптации - смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным
Семинарское занятие Цель - исследование причин и форм школьной дезадаптации в
младшем и подростковом возрасте.
Основные понятия: школьная дезадаптация, стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, неврозы, страхи, депрессия, неврастения.
План.
1. Понятия "адаптация" и "дезадаптация" в психологии.
2. Причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация,
эмоциональная депривация, внутренний конфликт). 3. Формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрастах (неврозы, страхи, депрессия, неврастения).